Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ" (с изменениями на: 09.06.2016)


 Раздел. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ


Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ) на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации установлено, что обеспечение ЯРБ России является одной из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Целью государственной политики в области ЯРБ является последовательное снижение до приемлемого уровня техногенного воздействия на население и окружающую среду при использовании атомной энергии и снижение до допустимых норм воздействия природных источников ионизирующего излучения.

В соответствии статьей 6 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности, организуют контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий.

В целях обеспечения радиационной безопасности постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия) были разработаны, утверждены и реализовывались целевые программы:

Радиоэкологическая безопасность Республики Саха (Якутия) на 1993 - 1995 г.г.;

Обеспечение экологической безопасности в районах проведения МПЯВ и добычи урансодержащих руд в Республике Саха (Якутия) на 1996 - 2000 г.г.;

Радиационная безопасность: мониторинг окружающей среды и здоровья населения в Республике Саха (Якутия) на 2000 - 2006 годы;

"Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2003 - 2006 годы", "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы", "Охрана окружающей среды на 2009 - 2011 годы", в составе которых был раздел "Радиоэкологическая обстановка на территории Республики Саха (Якутия)".

Мирные подземные ядерные взрывы на территории республики

На территории республики для интенсификации притока нефти и газа, глубинного сейсмического зондирования, сооружения плотины хвостохранилища, а также создания подземной емкости в течение 1974 - 1987 г.г. было произведено 12 МПЯВ.

1. Ядерные взрывы, произведенные на объектах "Кристалл" (02.10.1974) и "Кратон-3" (24.08.1978) в Мирнинском районе, сопровождались выбросом в атмосферу продуктов деления с образованием радиоактивного следа и загрязнением местности. В 1996 году государственная комиссия классифицировала эти МПЯВ как радиационные аварии. В 1999 году между Правительством Республики Саха (Якутия), Минатомом РФ и АК "АЛРОСА" было принято соглашение по экологической реабилитации территорий проведения мирных подземных ядерных взрывов в Республике Саха (Якутия), в соответствии с которым в 2006 и в 2007 годах АК "АЛРОСА" выполнила первоочередные мероприятия, предусмотренные проектом "Реабилитации загрязненной территории объекта "Кристалл" и "Кратон-3", которые были разработаны в 2001 году институтом ВНИПИпромтехнологии. За прошедший период на объектах "Кристалл" и "Кратон-3" в рамках республиканских и федеральных целевых программ выполнено 26 научных, проектных и других работ. Установлено, что наибольшее неконтролируемое радиоактивное загрязнение р. Далдын и р. Марха происходило на следующий год после подрыва ядерного устройства на объекте "Кристалл" с весенними и дождевыми паводками 1975 года, после подрыва на объекте "Кратон-3" загрязнение р. Марха происходило осенью 1978 г. и в 1979 г. Институтом проблем нефти и газа СО РАН выполнена оценка ионообменной емкости цеолита, создана математическая модель режимов миграции и сорбции техногенных радионуклидов на геохимическом цеолитовом барьере; выполнен мониторинг миграции радионуклидов цезия и стронция на опытных участках геохимического барьера; предложена технология строительства и обустройства защитного геохимического барьера на основе цеолита месторождения "Хонгуруу" на объекте "Кратон-3". Как показали результаты работ, выполненных в рамках ГЦП "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы", и экспертное заключение Санкт-Петербургского Института радиационной гигиены, несмотря на проведенные первоочередные реабилитационные работы, на объектах "Кристалл" и "Кратон-3":

требуется проведение периодического контроля с целью своевременного выявления возможно дополнительного загрязнения окружающей среды и корректирующих мероприятий;

объекты "Кристалл" и "Кратон-3" продолжают оставаться источниками загрязнения радионуклидами поймы и воды р. Марха выше уровней фоновых значений, характерных для данной местности;

очаг МПЯВ "Кристалл" является открытой системой, где вследствие разработки кимберлитовой трубки "Удачная" образовалась депрессионная воронка, в которую поступает тритий;

вследствие наличия тектонического разлома в непосредственной близости от мирных подземных ядерных взрывов "Кратон-3" очаг этого взрыва является открытой системой: зарегистрировано поступление трития из очага взрыва в поверхностные водные системы (в р. Марха);

вследствие удаления почвенного покрова и растительности в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) в ходе реабилитационных работ 2006 г. на объекте "Кристалл" наблюдается развитие термоэрозионных процессов, заболачивание за счет оттайки грунтов и поступления грунтовых вод, формирование глубокой эрозионной канавы;

несмотря на самозарастание в течение более 30 лет кустарниковыми видами технологической площадки объекта "Кратон-3" и из-за отсутствия там почвенного покрова, радионуклиды в составе твердого стока с поверхностными водами в сезонно-талом слое продолжают поступать в р. Марха.

В Федеральную целевую программу "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" было включено мероприятие "Рекультивация загрязненных радионуклидами в результате проведения ядерных взрывов территорий РС(Я) - объекты Кратон-3 и Кристалл" на 2009 - 2010 г.г. с объемом финансирования 7,5 млн. рублей, работы выполнялись ОАО "ВНИПИпромтехнологии" Госкорпорации "Росатом".

2. В Мирнинском районе республики в пределах Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения было проведено 7 МПЯВ, в том числе на центральном блоке на территории горного отвода ООО "Таас-Юрях Нефтегазодобыча" - 6 МПЯВ "Ока", "Вятка", "Нева-1", "Нева-2", "Нева-3" и "Нева-4".

ООО "Таас-Юрях Нефтегазодобыча" в рамках "Технологической схемы разработки Среднеботуобинского НГКМ" была принята ведомственная Программа обеспечения радиационной безопасности на Среднеботуобинском НГКМ, в соответствии с которой разработаны рекомендации по ликвидации стволов скважин разведочных скважин 25 и 30 и проведению изоляционно-ликвидационных работ в технологических скважинах 42 и 43; раздел по обеспечению радиационной безопасности для включения его в технологическую схему эксплуатации месторождения; проекты охранных зон объектов (специальных горных отводов).

3. Кроме вышеприведенных объектов МПЯВ, в целях сейсмического зондирования земной коры были проведены МПЯВ: "Горизонт-4" в Булунском районе; "Кимберлит-4" в Верхневилюйском улусе и "Кратон-4" в Кобяйском улусе.

Правовой статус мирных подземных ядерных взрывов МПЯВ

Объекты МПЯВ являются государственной собственностью, при этом до настоящего времени не определен механизм реализации полномочий собственников объектов МПЯВ, эксплуатирующих организаций и пользователей недр.

Отсутствуют:

решение об органах государственного управления и государственного регулирования в отношении этого вида использования атомной энергии;

федеральный подзаконный акт о проведении радиоэкологического мониторинга объектов МПЯВ;

правовой статус и нормативно-правовая документация по объектам МПЯВ на территории Российской Федерации.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2005 года N 2237-р правовой статус объектов МПЯВ должен был быть разработан и утвержден в 2008 году в рамках 2-го этапа мероприятий государственной политики в области ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации. В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации прошел первое чтение и находится в работе проект Федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами", в число объектов применения которого вошли объекты проведения МПЯВ. С принятием этого закона ожидается продолжение разработки нормативно-правовых актов "О статусе объектов, на которых были проведены МПЯВ" и о мерах по обеспечению безопасности МПЯВ.