Долгосрочный программно-целевой метод управления экономикой региона, избранный руководством республики, позволяет решать проблемы комплексно и более эффективно.
Республика в силу своего специфического географического местоположения имеет, как было сказано Президентом Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисовым в своей вступительной речи на XVIII пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (17 июня 2010 года) "... очень ранимые, гораздо более чувствительные к внешним факторам экологические системы". В соответствии со Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.05.2008 N 503-р, в прогнозный период стала актуальной задача переосмысления приоритетов региональной экологической политики. В первую очередь, осуществление всего комплекса намечаемых проектов означает принципиальное изменение характера воздействия на окружающую среду и переход от совокупности локальных и невзаимодействующих между собой очагов к линейным и площадным, взаимовлияющим структурам. Соответственно, особое значение для республики в период взрывного осуществления крупных инвестиционных проектов приобретает вопрос повышения эффективности функционирования региональной природоохранной системы, продолжения начатого курса и принятия новых системных решений.
Опыт реализации программ предыдущих лет показал действенность программно-целевого метода управления. Реализация государственной политики в области охраны окружающей среды при использовании программно-целевого метода, в котором мероприятия увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля дает предпосылки дальнейшей экологизации экономического развития. Ранее реализованные мероприятия целевых программ "Охрана окружающей среды" (2003 - 2011 г.г.) позволили получить ощутимые результаты практически по всем направлениям:
налажена отраслевая система сбора, обработки и комплексного анализа информации о состоянии окружающей среды на территории Республики Саха (Якутия;
произведены реконструкция и строительство очистных сооружений в г. г. Мирный, Удачный, Ленск, п. Айхал, укомплектованы лаборатории аналитического контроля улусов "алмазной провинции";
велись работы радиационного обследования и минимизации воздействия на окружающую среду объектов мирных ядерных взрывов "Кристалл", "Кратон", "Кратон-3";
осуществлялись мероприятия по обследованию мест родовых берлог белых медведей на побережье Восточно-Сибирского моря и на архипелаге Медвежьих островов, по организации мониторинга, биотехнических мероприятий по редким и малочисленным видам растений и животных;
произведена реакклиматизация овцебыков и лесного бизона из Канады, получен приплод;
выполнены землеустроительные работы и оформлены землеустроительные дела на землях особо охраняемых природных территорий республиканского и местного (муниципального) значения;
выполнены работы по расселению зайца-беляка из Верхоянья в особо охраняемые природные территории Центральной Якутии;
велись работы по усовершенствованию территории зоопарка;
осуществлялась рекламно-информационная и агитационно-образовательная деятельность.
Как показала практика, сложившаяся ситуация в природоохранной сфере без использования системного программно-целевого метода управления может привести к:
деконцентрации финансовых ресурсов на выполнение приоритетных мероприятий и решение первостепенных задач;
отходу от пятилетнего планирования, позволяющего оценить среднесрочные и долгосрочные эффекты;
снижению контроля за эффективностью расходования средств.