Программные мероприятия, предусмотренные по направлениям "Проведение республиканских специализированных наблюдений" и "Увеличение выборки наблюдаемых хозяйствующих субъектов", включают:
- сбор показателей (не предусмотренных Федеральной программой статработ), отражающих специфику республики, позволяющих отслеживать выполнение государственных целевых программ. Задача республиканских специализированных наблюдений - организация сбора показателей объемов производства и реализации важнейших видов продукции и услуг за пределы республики, развитие экспортно ориентированных отраслей, данных динамики горнодобывающего и гранильного производства, сведений об объемах потребления коммунальных услуг, деятельности организаций застройщиков, сведений о создании рабочих мест, мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятий и другие;
- увеличение объемов региональных выборок для повышения надежности и достоверности результатов обследования и возможности расчета макроэкономических показателей на уровне муниципальных образований. Увеличение выборки наблюдаемых хозяйствующих субъектов обеспечивает получение развернутой информации по широкому кругу статистических показателей, характеризующей различные аспекты и факторы деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе по показателям, получение адекватной информации, по которым выборочным методом невозможно (например, по инвестициям в основной капитал), формирование показателей по муниципальным образованиям, определение их вклада в экономику каждого района, уточнение видов экономической деятельности, которыми фактически занимаются субъекты учета, их объемов и параметров.
Программные мероприятия, предусмотренные по направлению "Формирование регионального информационного продукта в разрезе муниципальных районов и муниципальных образований на уровне поселений для удовлетворения информационных потребностей органов местного самоуправления", включают:
проведение обследования бюджетов домашних хозяйств. По результатам обследования получение данных о распределении населения по уровню материального благосостояния; об уровне потребления, денежных расходах и условиях жизни различных социально-экономических групп населения, получения весовых показателей для расчета индекса потребительских цен, обеспечения данных для составления счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов.
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 29.06.2016 N 1249)
проведение ежегодного единовременного обследования цен (регистрация уровня потребительских цен на товары и услуги в 35 улусах (районах)). В связи с тем, что федеральным планом статистических работ регистрация потребительских цен на товары и услуги проводится только по 7 городам и районам республики (Верхнеколымский, Вилюйский, Оймяконский, Олекминский, Мирнинский, Нерюнгринский и г. Якутск), для расчета фонда финансовой поддержки муниципальных образований на протяжении нескольких лет во всех районах республики проводится единовременное обследование по ценам по состоянию на 20 июня по 259 товарам и услугам;
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 29.06.2016 N 1249)
проведение обследования потребительских цен на основные социально значимые продукты питания дополнительно по 7 улусам (районам) (ежемесячно). Для проведения обследования по потребительским ценам на основные социально значимые продукты питания дополнительно по 7 улусам (районам) заключаются договоры с интервьюерами, привлекаемыми для проведения обследований;
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 29.06.2016 N 1249)
увеличение объемов региональных выборок для повышения надежности и достоверности результатов обследования и возможности расчета макроэкономических показателей на уровне муниципальных образований. Увеличение выборки наблюдаемых хозяйствующих субъектов обеспечивает получение развернутой информации по широкому кругу статистических показателей, характеризующей различные аспекты и факторы деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе по показателям, получение адекватной информации по которым выборочным методом невозможно, формирование показателей по муниципальным образованиям, определение их вклада в экономику каждого района - уточнение видов экономической деятельности, которыми фактически занимаются субъекты учета, их объемов и параметров;
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 29.06.2016 N 1249)
Задача республиканских специализированных наблюдений - организация сбора показателей объемов производства и реализации важнейших видов продукции и услуг за пределы республики, развития экспортно ориентированных отраслей, данных динамики горнодобывающего и гранильного производства, сведений о создании рабочих мест, сведений об инвестициях в основной капитал крупных организаций, мониторинг финансово-хозяйственной деятельности основных и системообразующих организаций, сведения о состоянии расчетов организаций с внебюджетными фондами и другие;
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 29.06.2016 N 1249)
Программные мероприятия, предусмотренные по направлениям "Совершенствование статистических информационных ресурсов" и "Публикация статистических изданий и других информационно-аналитических материалов", включают:
администрирование и загрузку статистических показателей в ЦХД, Банк готовых документов и Ситуационный центр. Необходимость в реализации этого направления обусловлена объективной потребностью совершенствования предоставления официальной, разнообразной и полной статистической информации. В Централизованное хранилище данных загружаются показатели в разрезностях, предусмотренных Государственным заказом на проведение республиканских специализированных наблюдений. Ежегодно в ЦХД загружается около 10 млн. данных показателей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Банк готовых документов ежемесячно пополняется электронными версиями экономико-статистических материалов, выпускаемых в срок и объеме, предусмотренных государственных заказом;
публикация статистических изданий и других информационно-аналитических материалов. Перечень выпускаемой экономико-статистической информации насчитывает 240 наименований, включающих наряду с комплексной статинформацией информацию по различным видам деятельности. Экономико-статистическая информация выпускается с различной периодичностью - годовой, полугодовой, квартальной, месячной, а в случае информации об уровне потребительских цен - с недельной периодичностью.
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 29.06.2016 N 1249)
Разработанные на базе министерства информационные системы являются межведомственными. Эффективное использование информационно-аналитических систем зависит от объема накопленной информации, оперативности ее получения и обработки, от модернизации систем под текущие условия и требования. В целях поддержания работоспособности информационных систем необходимо совершенствовать инфокоммуникационную сеть министерства, приобретение отвечающей современным требованиям компьютерной техники и серверного оборудования, приобретение программно-технических средств для обеспечения защиты и сохранности информационных ресурсов, сертифицированного программного обеспечения, антивирусного обеспечения.
- Система "Централизованное хранилище данных показателей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)". В соответствии с ежегодным государственным заказом на проведение республиканских специализированных наблюдений необходимо ежегодно актуализировать и пополнять перечень показателей Централизованного хранилища данных Республики Саха (Якутия).
- "Информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования". В соответствии с изменениями нормативно-правовых актов макеты таблиц прогнозирования ежегодно обновляются. В связи с этим, система требует ежегодной модернизации. Кроме того, в связи с переходом в 2012 году на программно-целевое планирование бюджета, система требует значительной модернизации.
- Типовая информационная система мониторинга и планирования социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Правительством России в Перечень показателей ежегодно вносятся значительные изменения - до 30% показателей. В связи с этим, система требует ежегодной модернизации.
- Автоматизированная информационная система "Государственные и инвестиционные программы". В связи с переходом в 2012 году на программно-целевое планирование бюджета система требует значительной модернизации.
- Внедрение подсистемы мониторинга социально-экономического развития и общественно-политической ситуации в монопрофильных населенных пунктах. Подсистема включает модули сбора данных по основным показателям деятельности градообразующих предприятий (в том числе при помощи веб-приложения), ввода данных общей информации о городах, информации по социально-экономическому состоянию монопрофильного города, основных параметров бюджета, дополнительной информации (в том числе при помощи веб-приложения), мониторинга основных социально-экономических показателей монопрофильных населенных пунктов, мониторинга и финансового анализа предприятий моногородов.
В целях стимулирования эффективной деятельности органов местного самоуправления по достижению наилучших значений показателей социально-экономического развития муниципальных образований предполагается реализация следующих мероприятий:
- выделение грантов муниципальным районам и городским округам по итогам оценки деятельности органов местного самоуправления. Выделение грантов производится в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Средства грантов направляются на финансирование мероприятий в рамках программ социально-экономического развития муниципальных образований. Допускается использование средств грантов, полученных в качестве поощрения за достижение высоких результатов, на премирование муниципальных служащих органов местного самоуправления, руководителей и работников муниципальных организаций за вклад в достижение высоких показателей деятельности. Общий объем средств, направляемых на премирование, не должен превышать 5 процентов от объема полученного муниципальным образованием гранта.
- выделение грантов муниципальным образованиям поселений в финансово-экономической сфере. Средства грантов направляются на социально-экономическое развитие поселения в части укрепления материально-технической базы социальных объектов, благоустройства улиц, приобретения сельскохозяйственной техники.
Программные мероприятия, предусмотренные по направлениям "Аналитическое, нормативно-методическое и информационное сопровождение ГАУ "ЦСИ РС(Я)" процессов принятия управленческих решений в Республике Саха (Якутия)", включают: