На современном этапе государственная статистика развивается в условиях осуществления в республике больших социально-экономических перемен, административной реформы, реформирования бюджетного процесса и других, что требует принципиально новых подходов к деятельности системы государственной статистики, формированию гибкой, быстрореагирующей на изменения жизни республики системы информационно-статистического обеспечения.
Главной задачей органов статистики было и остается выполнение Федеральной программы статистических работ, определяющей основные направления статистического наблюдения за социально-экономическими процессами, происходящими в экономике страны и регионов.
Федеральные статистические информационные ресурсы не в полной мере отражают потребности органов управления регионального и муниципального уровней в процессе стратегического планирования при разработке комплексных программ социально-экономического развития республики и муниципальных образований с учетом определенных Концепцией перспективных направлений развития региона. Существуют проблемы формирования статистических данных в разрезе муниципальных образований, по балансу трудовых ресурсов, стоимостным показателям торгового оборота, общественного питания, платных услуг населению, объемов строительных материалов, что связано с существующими законодательными ограничениями в области статистического наблюдения, показателей динамики производства для анализа хозяйственной деятельности муниципальных образований. Для получения динамических характеристик добавленной стоимости различных отраслей экономики необходима детальная информация об индексах цен в различных сферах экономики, федеральная статистика по которым на уровне муниципальных образований в настоящее время отсутствует, в связи с чем оценить степень достоверности оценок добавленной стоимости на уровне муниципальных образований затруднительно.
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 29.06.2016 N 1249)
Важнейшие для органов местного самоуправления показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, могут быть получены только на основе сплошного статистического обследования предприятий, расположенных на территории муниципального образования. Но такие наблюдения довольно дороги и проводятся в рамках Федеральной программы статработ с определенной периодичностью, а результаты заменяющих их выборочных обследований не могут быть репрезентативны на уровне муниципальных образований.
Распределение скрытой и неформальной деятельности по региону носит в значительной мере экспертный характер, дальнейшее распределение этих данных по муниципальным образованиям может серьезно исказить оценку их вклада в экономику региона. Чем мельче муниципальное образование, тем труднее провести оценку и определить параметры досчета. Применение взамен отсутствующих данных соотношений, полученных на уровне региона в целом, приведет к существенным искажениям, так как производство и типы производителей в муниципальных образованиях неоднородны.
С целью аргументации приоритетных направлений развития республики, муниципальных образований, выбора вариантов структурных реорганизаций для повышения уровня финансово-экономического развития, в конечном счете направленных на улучшение качества жизни населения, органы власти республики и местного самоуправления нуждаются в более разнообразной и детальной экономико-статистической информации, характеризующей экономическую ситуацию, тенденции экономического развития.
В соответствии с Федеральной программой статработ большинство показателей, необходимых органам местного самоуправления для анализа социально-экономического развития муниципальных образований, имеются только по крупным и средним предприятиям. Ряд важнейших для органов местного самоуправления показателей, например, для расчетов макроэкономических показателей на уровне муниципального образования, может быть получен только на основе сплошного статистического обследования предприятий, находящихся в границах муниципального образования.
Следовательно, исходя из сложившихся экономических условий и увеличивающейся потребности пользователей статистической информации, совершенствование системы статистических показателей и индикаторов, характеризующих социально-экономические процессы в республике с учетом принятой в международной практике системы учета и статистики, необходимо осуществлять по следующим направлениям:
- проведение республиканских специализированных наблюдений, отражающих специфику республики, позволяющих отслеживать выполнение целевых программ;
- увеличение выборки наблюдаемых хозяйствующих субъектов для возможности расчета макроэкономических показателей на уровне муниципальных образований;
- формирование регионального информационного продукта в разрезе муниципальных районов и муниципальных образований на уровне поселений для удовлетворения информационных потребностей органов местного самоуправления;
- совершенствование статистических информационных ресурсов.
В настоящее время Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) ведется сбор и обработка республиканских специализированных наблюдений и дополнительного представления федерального статистического наблюдения по 46 формам.
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 29.06.2016 N 1249)
В центре внимания республиканских специализированных наблюдений находятся такие проблемы, характеризующие специфику экономики республики, как объемы производства и реализации важнейших видов продукции и услуг за пределы республики, развитие экспортно ориентированных отраслей, объемы и динамика производства по добывающим, обрабатывающим производствам, формирование внутреннего рынка товаров местного производства, сведения о создании новых рабочих мест, мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятий и другие.
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 29.06.2016 N 1249)
Увеличение выборки наблюдаемых хозяйствующих субъектов по федеральным статистическим наблюдениям позволит сохранить наиболее полный круг отчитывающихся предприятий в целях получения объективной оценки социально-экономического положения муниципальных образований. Кроме того, дополнительный сбор форм федерального статистического наблюдения позволяет обеспечить:
- получение развернутой информации по широкому кругу статистических показателей, характеризующей различные аспекты и факторы деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе по показателям, получение адекватной информации по которым выборочным методом невозможно,
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 29.06.2016 N 1249)
- формирование показателей по муниципальным образованиям, определение их вклада в экономику каждого района,
- уточнение видов экономической деятельности, которыми фактически занимаются субъекты учета, их объемов и параметров.
Вместе с тем, достигнутые результаты выявляют новые проблемы и требуют качественно новых подходов при совершенствовании информационно-статистических ресурсов.
В условиях стремительной информатизации общества актуальной задачей является использование современных информационных технологий.
В целях максимального удовлетворения потребностей пользователей необходимо дальнейшее развитие статистических информационных ресурсов. Для этого требуется решение следующих задач:
- совершенствование способов сбора статистической отчетности в электронном виде (через Интернет, Call-центры);
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 29.06.2016 N 1249)
- автоматизация процессов формирования статистических материалов и изданий на основе современных технологий;