SWOT-анализ текущего состояния транспортного комплекса Республики Саха (Якутия)
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
- Выгодное географическое положение, позволяющее получать значительные доходы от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям; - Значительный удельный вес транспортного комплекса в основных производственных фондах республики (в 2009 году - 12,8%), в валовом региональном продукте (в 2008 году - 7,7%), в инвестициях в основной капитал (в 2009 году - 60,5%); - Наличие крупных инвестиционных проектов транспорта Республики Саха (Якутия) в ФЦП и ФАИП. | - Сезонный характер работы предприятий отрасли; - Отсутствие сформированной опорной сети путей сообщения круглогодичного действия; - Высокая степень износа основных производственных фондов; - Отсутствие у организаций транспорта достаточных собственных оборотных средств для осуществления программ обновления и модернизации основных фондов; - Отсутствие единой транспортно - логистической системы; - Низкий уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия видов транспорта с отраслями экономики. |
Возможности (О) | Угрозы (Т) |
- Реализация на территории Республики Саха (Якутия) крупных инвестиционных проектов в топливно-энергетическом комплексе и промышленности; - Формирование специализированного регионального дорожного фонда. | - Финансовый кризис, снижающий активность экономической деятельности в реальном секторе экономики; - Секвестирование объемов финансирования объектов транспорта Республики Саха (Якутия) в рамках ФЦП и ФАИП; - Недостаточное поступление средств в региональный дорожный фонд. |
Транспортный комплекс Республики Саха (Якутия) на современном этапе характеризуется низким уровнем развития сети путей сообщения с круглогодичной эксплуатацией (железные дороги и автомобильные дороги с твердым покрытием). Густота наземной транспортной сети Республики Саха (Якутия) в 2010 году на 10 тыс. кв. км территории составила: железных дорог общего пользования - 1,7 км против 13 и 50 км по Дальневосточному федеральному округу и по Российской Федерации соответственно, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км - 2,6 км (80 место среди субъектов Российской Федерации) против 5,4 и 32 км по Дальневосточному федеральному округу и Российской Федерации соответственно.
92% автомобильных дорог общего пользования регионального значения составляют сезонные дороги (автозимники) и с низкой пропускной способностью и грузоподъемностью (грунтовые дороги V технической категории). До настоящего времени 344 населенных пункта республики из 522 не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием.
В результате более 90% территории республики имеет сезонную транспортную доступность. Почти 88% объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений и видами транспорта. Лишь 15% населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения.
Основной объем грузов в республике перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 67%. При этом транспортная составляющая при завозе грузов для потребления и производства местной продукции доходит до 40%, что в конечном результате отражается на себестоимости продукции, производимой предприятиями, ее конкурентоспособности и на удорожании проживания на Севере.
Протяженность водных путей на территории Республики Саха (Якутия) составляет 21,8 тысяч километров, из них обслуживаемые пути - 13,6 тысяч километров, обеспеченность гарантированными глубинами составляет 9,0 тысяч километров (реки Лена, Алдан, Вилюй, Яна, Индигирка, Колыма, боковые и малые реки).
Серьезные проблемы сложились в транспортном обслуживании предприятий и населения в арктической зоне республики, где все пассажирские перевозки осуществляются воздушным транспортом, а грузовые - сезонными видами транспорта.
В ряду основных недостатков во всех отраслях транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) особо выделяются низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние производственной базы. Сокращение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов пополнения и обновления парков подвижных средств, другой транспортной техники привело в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния (возрастная структура, увеличение износа и т.д.) и работоспособности.
Состояние многих технических средств транспорта подошло к критическому уровню. Значительная часть их эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, другая - приближается к этому сроку. Как следствие, существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта.
Износ основных производственных фондов транспорта по отдельным группам достиг 55 - 70% и продолжает нарастать. Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли. В настоящее время объемы перевозок растут благодаря увеличению интенсивности использования существующих (часто морально и физически устаревших) основных фондов.
Общей проблемой является разобщенность деятельности различных видов транспорта, существующие виды и типы подвижного состава, транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка и плохо скоординированы в едином процессе доставки грузов и пассажиров.
Низок уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия транспорта с другими отраслями экономики. Слабое развитие системы диспетчерского управления движением транспортных средств в междугородном сообщении приводит к большим потерям провозной способности парка и качества транспортного обслуживания, не дает возможности создать единую систему взаимодействия различных видов транспорта.
Сложности технического и финансово-экономического состояния транспортной системы республики рождают проблему безопасности перевозочных процессов. Огромная концентрация на городских маршрутах автобусов малой вместимости, принадлежащих частным предпринимателям, создает перегрузки автомобильного движения и серьезные предпосылки к дорожно-транспортным происшествиям. На междугородних перевозках ситуация обостряется еще и низким уровнем качества дорожных условий.
В последние годы все более явно обозначилась проблема совершенствования кадрового состава в транспортной отрасли республики. Естественные изменения возрастной структуры и выбытие работников транспорта, необходимость освоения новых видов транспорта и типов подвижного состава, необходимость повышения качества обслуживания пассажиров требуют системной подготовки специалистов.
Сложность накопившихся проблем в технике, технологиях, организации и экономике транспортного комплекса республики требует мощной научной поддержки мероприятий транспортной программы. Система программных мероприятий и мониторинг их реализации должны строиться на прочной научной базе региональных исследований, конструкторских разработок и проектов, учитывающих специфику северных условий проектирования и эксплуатации техники, транспортного строительства и деятельности транспортных предприятий. Медленными темпами ведется работа по созданию новых видов транспорта, адаптированных к условиям Севера. Это связано с отсутствием научных данных об оптимальных технико-эксплуатационных характеристиках транспортных средств и вездеходной техники для условий северных регионов России.
Анализ отдельных аспектов несоответствия транспортной системы потребностям социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) показывает, что они не являются проблемами отдельных видов транспорта, а носят комплексный характер. Существующие ограничения связаны с отсутствием единой транспортной системы. Целесообразность решения этой проблемы с использованием программно-целевого метода управления определяется следующими факторами:
комплексный характер проблемы, обусловленный сложной структурой транспорта, объединяющей в единую систему отдельные виды транспорта, и его особой ролью инфраструктурной отрасли, обеспечивающей условия для экономического роста, повышения качества жизни населения;
высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры, определяющие их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса, и необходимость активного участия (в том числе финансового) государства в их реализации;
возможность концентрации ресурсов на приоритетных задачах, направленных на решение системной проблемы в целом и создание условий для комплексного развития всех видов транспорта;
необходимость системного подхода к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам инвестиционных проектов развития транспортной системы, реализация которых позволит получить не только отраслевой эффект, но и приведет к существенным позитивным социально-экономическим последствиям для общества в целом;
возможность внедрения проектного механизма управления программными мероприятиями, который позволит скоординировать деятельность федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), муниципальных образований, других участников инвестиционного процесса и достигнуть синергетического эффекта от реализации взаимодополняющих друг друга инвестиционных, инновационных и других мероприятий.