Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ" (с изменениями на: 19.07.2017)


SWOT-анализ текущего состояния

Особенности региона

Сильные стороны

Слабые стороны

Социально-демографические

Значительные расстояния между населенными пунктами, низкая плотность населения, неразвитость транспортной инфраструктуры; недостаточная доступность информационных, культурных, образовательных ресурсов, ограничение коммуникаций

Обновление правовой и нормативной базы системы образования с учетом социально-экономических условий;

сохранение малокомплектных школ в отдаленных населениях; реализация моделей кочевой школы

Недостаточное развитие сетевых и дистанционных форм образования;

относительно низкая скорость работы Интернета;

высокая стоимость Интернет-трафика для образовательных учреждений

Внутренняя миграция населения: уменьшение численности сельского и увеличение численности городского населения

Введение и реализация механизмов нормативно-подушевого финансирования с учетом социально-экономических условий;

наличие системы государственной поддержки сельских образовательных учреждений, агропрофилированных школ и подсобных хозяйств образовательных учреждений

Низкий уровень обеспечения квалифицированными специалистами образовательных учреждений, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях;

высокая доля неэффективных расходов, связанная с низкой наполняемостью классов, показателями числа учащихся на одного работника и одного учителя

Экономические

Изменение структуры занятости; перепроизводство специалистов с высшим образованием, дефицит квалифицированных рабочих

Введение профильного обучения, моделей лицейского, гимназического, специально -

коррекционного образования;

разработка и реализация концепции и программы дуального обучения

Недостаточное соответствие содержания образования и технологий обучения общественным запросам, требованиям работодателей и потребностям устойчивого социально - экономического развития региона

Технологические

Внедрение новых социально - экономических, управленческих и образовательных технологий

Внедрение независимой оценки качества образования, институтов государственно - общественного управления, новых экономических механизмов

Отсутствие сети республиканских центров сертификации независимой экспертизы образовательных программ, подготовки экспертов, осуществляющих социальный контроль стандартов образования


Система образования в целом стремится соответствовать требованиям инновационного развития республики, что находит свое отражение в обновлении нормативной и правовой базы. В настоящее время на основе федеральных стратегических документов: приоритетный национальный проект "Образование", национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", "Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы" - реализуются План действий по модернизации общего образования Республики Саха (Якутия), направленный на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", на период 2011 - 2015 г.г., утвержденный распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.07.2010 N 834-р, Стратегия развития образования в Республике Саха (Якутия) "Качественное образование - надежные инвестиции в будущее" на период до 2020 года, Концепция социокультурной модернизации образования Республики Саха (Якутия), Концепция дуального образования Республики Саха (Якутия), Концепция развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2016 годы и др.

Также факторами, содействующими соответствию системы образования требованиям инновационного развития республики, являются сложившиеся механизмы государственно-общественного управления, нормативно-бюджетного финансирования, независимой оценки качества образования, введения профильного и дуального обучения, государственной поддержки агропрофилированных школ и др.

Таким образом, можно констатировать, что созданы возможности для введения федеральных государственных образовательных стандартов II поколения, разработки механизмов оценки формирования компетентности участников педагогического процесса, реализации индивидуального подхода к социализации выпускников.

В логике данного анализа представляется более важным обратить внимание на слабые стороны и угрозы, которые вызваны рядом объективных и субъективных причин. Одним из факторов недостаточной обеспеченности доступности образования является демографическое изменение за последние три года: повышение рождаемости (в 2008 году родилось 15 150 детей, в 2009 году - 15 259, в 2010 году - 15 845) обусловило проблему увеличения количества детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения (2008 - 21 300, 2009 - 23 300, 2010 - 31 186).

Наблюдается тенденция к увеличению городского и уменьшению сельского населения (городское население: 2000 - 616 тыс. чел., 2010 - 622,5 тыс. чел., сельское: 2000 - 346,5 тыс. чел., 2010 - 328,1 тыс. чел.), что приводит к увеличению числа малокомплектных школ (2009 - 2010 уч. год - 163, 2010 - 2011 уч. год - 200) и перегрузке дошкольных и общеобразовательных учреждений в городской местности. Данная проблема обусловила и дефицит образовательных учреждений города с якутским языком обучения.

При реализации экономического потенциала республики остро встают проблемы качества трудовых ресурсов: квалификации работников, готовности их к переобучению, смене жительства, адаптации в новых условиях. Происходит изменение структуры занятости в экономике: численность занятых в учреждениях государственной и муниципальной собственности сокращается, в частном секторе - увеличивается (2000 - соответственно 53,4% и 27,3%, 2008 - 44,5% и 37,7%). По сравнению с 2000 годом более чем в 2 раза уменьшилась численность работников сельскохозяйственных организаций: 2000 - 19,3 тыс. чел., 2008 - 7,9 тыс. чел. По данным за январь - май 2010 года в сельском хозяйстве республики заняты 3,2% работников, в производстве и распределении электроэнергии, газа, воды - 7,9%, транспорте и связи - 9,0%, добывающей промышленности - 9,4%, обрабатывающем производстве - 4,3%, торговле и ремонте - 5,6%, в сфере коммунальных и социальных услуг - 4,5%, финансовой деятельности - 1,2%, гостиницах и ресторанах - 1,1%, операциях с недвижимостью - 7%, образовании - 19%, здравоохранении - 10,4%, управлении - 10,8%. В этом плане эффективность системы образования оценивается по тому, как она помогает решать вопросы профессиональной ориентации, занятости молодежи, воспитания людей, формирующих свою гражданскую позицию, профессиональные устремления в соответствии с личными интересами, с интересами общества, семьи, республики. Социализация выпускников в немалой степени зависит от результатов единого государственного экзамена, которые свидетельствуют о наличии определенных проблем подготовки учащихся по предметам: результаты выпускников ниже средних общероссийских показателей, динамика результатов по годам нестабильна, доля выпускников, не получивших аттестат о среднем образовании, выше, чем в среднем по Российской Федерации. Возможно, это обусловлено недостаточным уровнем качества образования в труднодоступных и отдаленных общеобразовательных учреждениях. Обеспечению равного доступа учащихся к качественному образованию должно способствовать создание целостной электронной образовательной среды, что станет одним из факторов преодоления социального неравенства. Мероприятия Программы по созданию технических и технологических условий позволят преподавателям и учащимся получить эффективный доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе дистанционного.

Общесистемной проблемой является кадровая ситуация в образовании. В отрасли самая большая численность работников - 67 360 чел. или 19%. При этом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сфере образования, составила 53,9% от средней по экономике. Высшее профессиональное образование имеют 82,5% учителей, 23% имеют высшую категорию. По данным 2010 года стаж педагогической работы менее 2 лет имеют 8%, от 2 до 5 лет - 10%, от 5 до 10 лет - 13%, находятся в пенсионном возрасте - 22%.