Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ" (с изменениями на: 19.07.2017)


SWOT-анализ

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

- Обновление правовой и нормативной базы для стабильного функционирования сферы дошкольного образования;
- Внедрение независимой оценки качества дошкольного образования, новых экономических механизмов;
- Активизация общественного обсуждения параметров качества дошкольного образования с точки зрения удовлетворенности родителей;
- Введение и реализация механизмов нормативного финансирования с учетом социально-экономических условий;
- Рост средней заработной платы педагогов ДОУ (в среднем в 2 раза);
- Увеличение количества воспитателей с высшим профессиональным образованием;
- Удовлетворение потребностей родителей при выборе программ и форм дошкольного образования;
- Наличие системы государственной поддержки негосударственных образовательных организаций, оказывающих услуги дошкольного образования

- Износ основных фондов, высокая доля зданий дошкольных образовательных организаций, находящихся в ветхом состоянии и без благоустройства, не соответствующих современным требованиям;
- Недостаточная доступность информационных, образовательных ресурсов;
- Недостаточные условия равнодоступности для всех детей дошкольного возраста по реализации своего потенциала;
- Отсутствие благоустройства

Слабые стороны

- Увеличение количества детей, состоящих в очереди для определения в дошкольные организации;
- Увеличение численности городского и уменьшение численности сельского населения;
- Отсутствие конкурентной среды для развития негосударственного сектора и платных услуг в образовании;
- низкая среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сфере дошкольного образования

- недостаточное соответствие содержания дошкольного образования и технологии потребностям родителей;
- недостаточный образовательный уровень и профессиональная квалификация работников дошкольного образования для эффективной и результативной деятельности, отвечающей современным требованиям;
- недостаточное оснащение учреждений необходимым игровым, мультимедийным, компьютерным, спортивным, медицинским, технологическим оборудованием, детской мебелью, автотранспортом;
- несоответствие новым федеральным требованиям по оснащению предметно-развивающей среды и программно-методическому обеспечению;
- низкая скорость и нестабильность работы интернета, высокая стоимость интернет трафика для дошкольных образовательных организаций;
- отсутствие сети республиканских центров сертификации независимой экспертизы образовательных программ, подготовки экспертов, осуществляющих социальный контроль стандартов дошкольного образования


В последние годы в республике увеличилась диспропорция между ростом численности детей в городской местности и снижением в сельской. Рост рождаемости ведет к соответствующему повышению потребности в услугах дошкольного образования и усугубляет проблему дефицита мест в действующих образовательных организациях. Рост внутренней миграции, что является следствием интенсивной урбанизации, ведет к перегрузке на дошкольные образовательные организации городов и поселков городского типа.

В системе дошкольного образования на начало 2014 года действует 713 самостоятельных дошкольных образовательных организаций. По сравнению с прошлым годом на 1,7% повысилось число мест в дошкольных образовательных организациях и составило 53019 мест.

Охват детей дошкольными образовательными организациями (в процентах от численности детей в возрасте 1 - 6 лет) на конец 2013 года составил 61,8%, что выше на 1,5%, чем в 2012 году. В среднем по Российской Федерации охват равнялся в 2013 году 63%. В Дальневосточном федеральном округе аналогичный показатель на конец 2013 года составляет 66,6.

В республике наблюдается рост численности детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные организации (в 2011 году - 32620, 2012 - 35081, 2013 - 39702).

Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные организации составляет на 1 января 2014 года 11327 детей.

Воспитание и обучение детей осуществляют 6915 педагогических работников. За последние 3 года на 7,1% увеличилась доля педагогов дошкольных образовательных организаций с высшим образованием (2010 год - 46,4%, 2013 год - 53,5%). Доля педагогов со стажем до 10 лет составила в 2013 году 31,1%. Наблюдается рост средней заработной платы педагогического персонала ДОУ, в 2014 году составила 14 339 рублей.

Материально-техническая база дошкольных образовательных организаций не соответствует новым санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и требованиям безопасности: аварийными признаны 2,2% организаций, в 13,4% организациях требуется капитальный ремонт. Все виды благоустройства имеют 37,1% дошкольных образовательных организаций. При этом доля дошкольных организаций, имеющих все виды благоустройства, в городах и поселках городского типа составила 89,3%, в сельской местности - 12,9%.

Для координации укрепления материальной базы, строительства и реконструкции дошкольных организаций принят комплексный план, который предусматривает государственную финансовую поддержку строительства дошкольных организаций в рамках общереспубликанского общественного движения "Моя Якутия в XXI веке". Принято распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы".

С 2013 года Республика Саха (Якутия) участвует в федеральном проекте модернизации системы дошкольного образования, на реализацию мероприятий которого из федерального бюджета направлено в 2013 году - 635 629,20 тыс. рублей, в 2014 году - 781 418,9 тыс. рублей. Софинансирование из консолидированного бюджета субъекта составило 354 630,8 тыс. рублей и 263 419,13 тыс. рублей соответственно.

В республике принята Концепция инвестиционного проекта Республики Саха (Якутия) "Строительство и реконструкция дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы". Проект предусматривает строительство дошкольных образовательных организаций, выкуп и реконструкцию зданий для размещения дошкольных образовательных организаций и состоит из следующих компонентов:

- увеличение количества мест в детских садах муниципальных районов и городских округов;

- внедрение инноваций в системе дошкольного образования;

- управление, мониторинг и оценка проекта.

В результате реализации проекта будет достигнуто:

развитие сети системы дошкольного образования, сокращение очередности населения на устройство детей в организации дошкольного образования;

увеличение доли участия населения и частного сектора в предоставлении услуг дошкольного образования;

увеличение числа детей, посещающих дошкольные образовательные организации;

сокращение числа аварийных организаций дошкольного образования;

увеличение числа детей, получающих альтернативные услуги, с 300 до 5 000 детей к 2016 году;

увеличение охвата детей от 1 до 3 лет услугами раннего развития.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" перед Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача достижения к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В 2012 году в республике создано 2861 дополнительное место, в 2013 году - 3776 мест, в 2014 году - 5443 места.

Важнейшим направлением является развитие негосударственного сектора дошкольной отрасли. На сегодняшний день федеральным законодательством сформирована нормативная правовая основа государственной поддержки частных дошкольных образовательных организаций. Новым законом также дана возможность осуществлять образовательную деятельность по программам дошкольного образования в качестве дополнительного вида деятельности частным общеобразовательным организациям. Условием получения господдержки является лицензия на осуществление образовательной деятельности, которую обязаны иметь все образовательные организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников.

Для дополнительной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающих услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, в трех пилотных районах (Вилюйский, Мегино-Кангаласский, Верхоянский) реализован проект "Партнерство муниципальных дошкольных образовательных организаций и субъектов малого и (или) среднего предпринимательства". В рамках проекта создано 125 дополнительных мест. В 2015 году в постановление будут внесены изменения с целью расширения получателей субсидии.

Сегодня в системе дошкольного образования республики остаются нерешенными такие проблемы, как: