Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ" (с изменениями на: 19.07.2017)

Раздел 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ С ЦЕЛЬЮ МИНИМИЗАЦИИ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 (в редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 25.11.2013 N 2331)


Для организации управления Программой применяются такие методы, как планово-нормативный и программно-целевой.

Одним из серьезных рисков применения планово-нормативного метода является риск неэффективного использования финансовых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на образование. Могут также возникнуть риски резкого снижения заработной платы работников образования по сравнению со средней заработной платой в экономике, существенного увеличения расходов на содержание зданий образовательных организаций по сравнению с учебными расходами, продолжения ветшания образовательной инфраструктуры. В конечном итоге может сформироваться устойчивая тенденция снижения качества образования.

(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.10.2015 N 728)

Программно-целевой метод основан на подчинении распределения ресурсов и намечаемых мероприятий достижению определенной цели. В то же время использование этого метода при решении проблемы связано с определенными рисками. Один из рисков - риск сокращения ранее выделенного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае нужно будет реструктуризировать Программу, разрабатывать и реализовывать механизмы приостановления ряда уже начатых изменений. При этом надо будет, исходя из новых бюджетных параметров, пересмотреть задачи Программы с точки зрения или их сокращения, или снижения ожидаемых эффектов от их решения.

Одним из последствий результатов структурных и содержательных изменений в Программе станут сложности в ее управлении, что негативно скажется на эффективности Программы в целом.

Возникнут также серьезные административно-управленческие трудности, связанные с необходимостью пересмотра соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета.

Решение о сокращении бюджета Программы приведет к падению эффективности Программы. Снижение эффективности Программы будет иметь негативные последствия для экономики республики в целом из-за падения темпов роста и развития человеческого капитала как ее основного ресурса, серьезным образом затруднит ее инновационное развитие, в конечном итоге под угрозу будет поставлена сама стратегия долгосрочного социально-экономического развития региона.

Возникнут серьезные социальные проблемы, в том числе связанные с инфраструктурными проблемами в системе образования.

К рискам программно-целевого метода следует также отнести риск неэффективного управления Программой. В свою очередь, этот риск представляет собой совокупность таких рисков, как:

- риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы;

- риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы и др.

Возникновение риска неэффективного управления Программой может привести к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных задач, поставленных перед системой образования в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Другим риском является риск неразвитости механизмов управления субсидиями в сфере образования, однако, этот риск может быть существенно минимизирован путем использования имеющегося опыта предоставления субсидий в рамках проекта "Образование".

Среди рисков использования программно-целевого метода следует отдельно рассмотреть риск, связанный с тем, что одна или несколько задач Программы могут быть не решены, например, из-за сокращения расходов на Программу за счет средств федерального бюджета. Невыполнение отдельных задач Программы помимо прямых экономических потерь, связанных с неэффективным расходованием бюджетных средств, существенно снизит положительные эффекты, полученные на предыдущих этапах модернизации образования.

Следует отметить также и то, что нерешенность хотя бы одной из задач Программы приведет к недостижению цели Программы, заключающейся в обеспечении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Республики Саха (Якутия), то есть к невыполнению Программы.

Для минимизации рисков необходимо наличие своевременной и объективной информации о ходе выполнения Программы. При этом отсутствие такой информации само по себе является существенным фактором риска.

Отдельно следует остановиться на группе рисков, связанных с последствиями реализации Программы. Социально-экономические последствия ее реализации должны быть ясны и понятны образовательному сообществу, обществу в целом. В противном случае в обществе может возникнуть безразличие, а в крайнем своем проявлении - неприятие и негативное отношение граждан, как к самой Программе, так и к отдельным ее элементам. Это приведет к тому, что результаты Программы окажутся невостребованными.

Важнейшим фактором снижения этого риска является своевременная разъяснительная работа среди населения, его информирование о целях, задачах и ходе реализации Программы. Необходимы осуществление социологических измерений и проведение работ по формированию позитивного общественного мнения, вовлечение работодателей, родителей, средств массовой информации и иных заинтересованных групп в управление системой образования.

Для минимизации возможных отрицательных последствий реализации Программы будут предприняты такие меры, как:

- мониторинг хода реализации мероприятий и проектов Программы, выполнения Программы в целом;

- широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке мероприятий Программы, а также к реализации и оценке результатов реализации Программы;

- обеспечение публичности промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации Программы и др.

Механизм реализации Программы заключается в формировании детализированного организационно-финансового плана по реализации Программы, который при необходимости уточняется не чаще 2 раз в год на основе оценки результативности мероприятий Программы, достижения целевых индикаторов.

Руководителем Программы является министр образования и науки Республики Саха (Якутия), который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.

(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 19.07.2017 N 2029)

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) как ответственный исполнитель Программы:

(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 19.07.2017 N 2029)