Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.
Необходимо ясное понимание последствий реализации любых мер бюджетной политики с точки зрения их влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе детальной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.
В рамках реализации программно-целевого принципа планирования, формирование большей доли расходной части должно осуществляться в программном виде: государственных, целевых республиканских и ведомственных программ.
При этом принятие расходных обязательств должно осуществляться на конкурсной основе, исходя из социальной и экономической значимости планируемых мероприятий.
Кроме того, развитие механизма результативного финансового управления государственными учреждениями в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Мероприятия по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений направлены на повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) бюджетных расходов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также возможности и стимулы для органов исполнительной власти по оптимизации подведомственной сети.
Изменение механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав), оказывающих государственные (муниципальные) услуги, предполагает:
перевод со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение государственного задания;
предоставление права бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
исключение субсидиарной ответственности государства (муниципального образования) по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав);
расширение права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества.
У нового типа государственных (муниципальных) учреждений - казенного учреждения - процедура управления государственными финансами по сути совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения (при этом для таких учреждений также появляются дополнительные ограничения в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет).
Меры повышения эффективности бюджетных расходов, включая повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг, будут реализованы в рамках Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года.
Конечным результатом решения данной задачи является повышение эффективности бюджетных расходов путем внедрения программно-целевого принципа планирования, выраженного в использовании докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, государственных заданий, нормативов затрат на их выполнение, стандартов качества оказываемых государственных услуг, регламентацию деятельности органов государственной власти, планирование "программного бюджета", повышение качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Функция регулирования в рамках данной задачи реализуется путем разработки и утверждения нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) и методических документов по вопросам повышения эффективности бюджетных расходов.