Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами
Сфера | Принцип |
1. Финансовая (налогово - бюджетная) прозрачность | 1.1. Общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов |
1.2. Открытость деятельности органов власти по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов | |
1.3. Наличие и соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности | |
1.4. Рассмотрение и утверждение законодательными органами основных показателей бюджетной отчетности | |
1.5. Формирование и предоставление бюджетной отчетности в соответствии с общими принципами, необходимыми и достаточными для проведения межрегиональных и межведомственных сравнений | |
2. Стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов | 2.1. Прогнозирование основных бюджетных параметров (в том числе долговой нагрузки) на средне - (до 3 лет) и долгосрочную (свыше 3 лет) перспективу в рамках единой макроэкономической и денежно-кредитной политики |
2.2. Реалистичность и надежность экономических прогнозов (в том числе уровня доходов и долговой нагрузки) и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования | |
2.3. Наличие и соблюдение при выработке средне- и долгосрочной бюджетной политики критериев (показателей) реалистичности и устойчивости бюджетов, а также приемлемости (допустимости) налоговой и долговой нагрузки | |
2.4. Систематический анализ и оценка рисков в бюджетно-налоговой сфере, в том числе - оценка средне- и долгосрочных последствий принятия новых расходных обязательств или тенденций, приводящих к дополнительным расходам или сокращению доходов (с выделением в случае необходимости доходов, зависящих от внешнеэкономической конъюнктуры) | |
2.5. Создание и поддержание необходимых финансовых резервов, в том числе для стран с высокой долей доходов от экспорта сырьевых товаров, в форме стабилизационных (резервных) фондов и фондов будущих поколений | |
3. Эффективная и справедливая система межбюджетных отношений | 3.1. Законодательно закрепленные, основанные на единых принципах, стабильные, прозрачные и предсказуемые финансовые взаимоотношения между публично-правовыми образованиями |
3.2. Сбалансированное и взаимоувязанное разграничение расходных обязательств и доходов публично-правовых образований | |
3.3. Возможность и заинтересованность для местных властей самостоятельно формировать свои бюджетные расходы и доходы исходя из интересов и предпочтений местных сообществ | |
3.4. Объективная, формализованная и прозрачная система предоставления финансовой помощи местным бюджетам | |
3.5. Наличие стимулов для повышения эффективности управления местными финансами и, при необходимости, санкций, обеспечивающих соблюдение финансовой дисциплины и законодательно установленных требований | |
4. Консолидация бюджета и бюджетного процесса | 4.1. Бюджет рассматривается и бюджетный процесс организован как форма (способ) исполнения расходных обязательств, в том числе - с нормативно установленными особенностями в отношении расходных обязательств и (или) бюджетных ассигнований разных типов |
4.2. Все доходы и расходы отражаются в едином бюджете, без увязки определенных видов доходов с теми или иными направлениями расходов, в бюджетной системе отсутствуют внебюджетные фонды (за исключением законодательно созданных фондов социального страхования, а также стабилизационных/ резервных фондов и фондов будущих поколений) | |
4.3. Планирование и исполнение текущих и капитальных расходов, а также бюджетных программ разных видов осуществляется ведомствами, отвечающими за политику в соответствующих сферах деятельности, в рамках единых процессов и процедур | |
4.4. Функционирование эффективной системы проведения бюджетных платежей, управления единым счетом бюджета и учета бюджетных обязательств | |
4.5. Четкое и однозначное определение ответственности и полномочий органов исполнительной власти, осуществляющих выработку и реализацию бюджетной политики, в том числе - организацию составления и исполнения бюджета | |
5. Среднесрочное финансовое планирование | 5.1. Составление и утверждение бюджета в соответствии и в рамках бюджетных проектировок на средне- и долгосрочную перспективу |
5.2. Наличие и соблюдение формализованных правил и процедур ежегодного обновления (корректировки) и продления среднесрочных бюджетных проектировок | |
5.3. Наличие и применение формализованных методов расчета (корректировки) бюджетных расходов, предопределяемых действующей политикой, в том числе социальных трансфертов населению и бюджетных программ (действующих расходных обязательств разных видов) | |
5.4. Наличие и соблюдение правил и процедур определения ресурсов для принятия новых обязательств в рамках принятых бюджетных проектировок и ограничений | |
5.5. Установление для ведомств "потолков" (лимитов) бюджетных ассигнований на среднесрочный период | |
6. Бюджетирование, ориентированное на результаты | 6.1. Установление для каждого ведомства системы целей, задач и результатов деятельности, обеспечивающих реализацию приоритетов и целей государственной политики |
6.2. Обеспечение самостоятельности, мотивации и ответственности ведомств, их структурных подразделений и учреждений при планировании и достижении результатов использования бюджетных ассигнований в рамках установленных финансовых ограничений | |
6.3. Использование конкурентных принципов распределения бюджетных средств, в том числе - с учетом достигнутых и планируемых результатов использования бюджетных ассигнований | |
6.4. Наличие и применение методов оценки результатов использования бюджетных средств ведомствами и учреждениями в отчетном и плановом периоде | |
6.5. Наличие и применение формализованных методов оценки полной стоимости расходных обязательств | |
7. Эффективный финансовый контроль и мониторинг | 7.1. Ежегодное проведение независимой внешней проверки (аудита) бюджетной отчетности с рассмотрением ее результатов законодательными органами власти |
7.2 Проведение бюджетно-финансового контроля на принципах законности, системности, объективности, ответственности и прозрачности | |
7.3. Наличие и соблюдение нормативно установленных процедур по контролю за соблюдением бюджетного законодательства и ответственности за нарушения бюджетного законодательства | |
7.4. Наличие и соблюдение формализованных, прозрачных и устойчивых к коррупции процедур принятия решений по использованию бюджетных средств, в том числе - при осуществлении бюджетных закупок | |
7.5. Регулярное обобщение и свод контрольно-ревизионной деятельности с направлением отчетности в высший исполнительный орган | |
7.6. Развитие внутреннего финансового контроля |