Недействующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы"


Таблица 2

Доля открытия новых и перепрофилирование невостребованных специальностей в разрезе укрупненных групп специальностей

 Код

 Наименование УГС

 Кол-во специальностей и профессий

 %

Всего

 73

100,0

270000

Архитектура и строительство

 15

 20,5

130000

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых

 14

 19,2

190000

Транспортные средства

 11

 15,1

140000

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

 9

 12,3

230000

Информатика и вычислительная техника

 6

 8,2

090000

Информационная безопасность

 3

 4,1

150000

Металлургия, машиностроение и материалообработка

 3

 4,1

250000

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

 3

 4,1

120000

Геодезия и землеустройство

 2

 2,7

210000

Электронная техника, радиотехника и связь

 2

 2,7

280000

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

 2

 2,7

200000

Приборостроение и оптотехника

 1

 1,4

220000

Автоматика и управление

 1

 1,4

240000

Химическая и биотехнологии

 1

 1,4


Анализ приема на подготовку специалистов в учреждениях среднего профессионального образования показывает следующую динамику:

Рисунок 1*. План приема на 2008 - 2011 годы.

________________

* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.     


Сокращение в 2011 году по сравнению с 2009 годом составило 171 место.

В целях привлечения местной молодежи в учреждения профессионального образования технического профиля, повышения привлекательности технических специальностей и рабочих профессий в рамках реализации Комплексного плана социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2020 года ведется системная профориентационная работа посредством средств массовой информации, выезда профориентационных групп по улусам республики, социальной рекламы.

Сегодня в общеобразовательных школах профессиональная ориентация в лучшем случае ограничивается профессиональным просвещением, отсутствуют такие ее важные элементы, как профессиональная консультация и профессиональный отбор. До недавнего времени система начального и среднего профессионального образования существовала в полном отрыве от рынка труда. В целях привлечения выпускников общеобразовательных школ, поднятия престижа программ начального и среднего профессионального образования Правительством Республики Саха (Якутия) проводится системная профориентационная работа посредством средств массовой информации (выпуск мини-фильмов, видео- и радиороликов, новых телевизионных программ под названием "Профессионал+", "Телен" (якутская версия) на канале НВК "Саха", использование интернет-ресурсов, разработка Портала профориентационных услуг, выпуск статей в печатных средствах массовой информации и др.); выезда профориентационных групп по улусам республики; социальной рекламы.

С 1 сентября 2011 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Согласно Федеральному закону от 01.12.2007 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" (в ред. от 18.07.2009 N 184-ФЗ, от 11.07.2009 N 260-ФЗ, от 08.11.2010 N 293-ФЗ) в соответствии с новыми требованиями в учреждениях среднего профессионального образования проводится работа по направлениям:

разработка комплектов основных профессиональных образовательных программ;

приобретение примерных основных профессиональных образовательных программ по специальностям;

техническая и содержательная экспертиза основных профессиональных образовательных программ по специальностям;

приобретение учебно-методической литературы, соответствующей ФГОС;

обеспечение учебными печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной литературы (дата издания - не ранее 5 лет);

обеспечение официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся;

расширение доступа в сеть Интернет в целях организации самостоятельной работы обучающихся и предоставления им возможности оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, предприятиями и организациями и доступа к современным базам данных и информационным ресурсам;

оснащение и обновление оборудований лабораторий, мастерских и полигонов в соответствии с нормативными требованиями;

обеспечение образовательных учреждений стрелковыми тирами (в любой модификации, включая электронный) или местом для стрельбы; открытыми стадионами широкого профиля с элементами полосы препятствий.

В 2011 году в целях организации работы по внедрению ФГОС представителей учреждений СПО прошли курсы повышения квалификации на базе ГАОУ ДПО "Институт развития образования Республики Татарстан".

Реализация обучения в новых условиях, повышение практикоориентированности обучения (СПО - до 65%) должны быть обеспечены соответствующей материально-технической базой учреждений среднего профессионального образования.

Проблемой для повышения качества профессионального обучения и подготовки специалистов является несоответствие современным требованиям учебно-материальной базы образовательных учреждений. В течение ряда лет из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) не выделялись необходимые бюджетные ассигнования для совершенствования учебно-материальной базы на приобретение оборудования для учебно-производственных мастерских, в том числе для открытия новых специальностей, актуальных на рынке труда.

По экспертным оценкам износ материально-технической базы и учебно-лабораторного оборудования образовательных учреждений колеблется от 70 до 90%.

Материально-техническая база учреждений среднего профессионального образования представлена 167 объектами, износ составляет от 50 до 90% (в среднем 42%). Отличие от зданий начального профессионального образования состоит в том, что здесь превалирует процент зданий в каменном варианте - 60%, деревянных построек - 28%, арболитовых, металло-каркасных и смешанных - 12%.

На капитальный ремонт учебных заведений выделяются средства в рамках финансирования. В 2010 году на ремонт 16 учебных заведений СПО выделено 71 517,9 тыс. руб., в 2011 году десяти образовательным учреждениям СПО выделено 41 490,0 тыс. руб., что составило около 45% от заявленной суммы.

Кроме того, к примеру, компьютерная техника в образовательных учреждениях не обновляется десятками лет. В 2010 году приобретено 12 компьютерных классов, в 2011 году - 12 комплектов компьютеров, а на 2012 год требуется более 20 компьютерных классов по всем учебным заведениям начального и среднего профессионального образования. Ежегодный рост оснащенности новым оборудованием за счет различных источников составляет примерно 0,75% от общей стоимости их основных фондов. В этих условиях проблема обновления материально-технического оснащения становится одной из центральных.