Недействующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы"


Таблица 6

Специальности СПО

Профессии НПО

Документационное обеспечение управления и архивоведение

Мастер шиномонтажной мастерской

Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем

Изготовитель художественных изделий из металла

Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей

Исполнитель художественно-оформительских работ

Компьютерные сети

Резчик

Компьютерные системы и комплексы

Ювелир

Программирование в компьютерных системах

Бухгалтер

Автоматизированные системы обработки информации и управления

Коммерсант в торговле

Дизайн (по отраслям)

Официант, бармен

Технология и дизайн

Парикмахер

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Продавец, контролер-кассир

Сварочное производство

Портной

Гостиничный сервис

Мастер растениеводства

Парикмахерское искусство

Мастер столярно-плотничных и паркетных работ

Организация обслуживания в общественном питании

Обработчик рыбы и морепродуктов

Туризм

Изготовитель изделий из меха

Коммерция по отраслям (базовый уровень)

Обувщик (широкого профиля)

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Хозяйка усадьбы

Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

Сварщик

Технология молока и молочных продуктов

Судоводитель-помощник механика маломерного судна

Технология продукции общественного питания

Автомеханик

Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Слесарь по ремонту автомобилей

Конструирование, моделирование изделий из меха

Повар, кондитер

Экономика и бухгалтерский учет

Наладчик компьютерных сетей

Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ

Оператор вязально-швейного оборудования


Ежегодно порядка 17 - 20% выпускников учреждений профессионального образования закрепляются на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Материально-техническая база. В состав Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) входят 43 учебных заведения, расположенных по всей территории республики. Общее количество основных объектов - 352, в основном состоят из деревянных построек (73%), каменных зданий - 20%, арболитовых - 3%, арочных - 3%. Постройки до 1989 года составляют 67,5%, до 2000 г. - 18,7%, после 2000 г. - всего 9,8%.

До 80% объектов подключены к централизованным сетям отопления. Для централизованного отопления объектов начального профессионального образования используются 15 котельных (7 - в каменном варианте, 3 - в деревянном, 3 - арочные, 1 - из арболита, 1 - модуль).

В 2011 году вводятся в эксплуатацию Транспортный техникум в п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса на 350 мест и Горно-геологический техникум в п. Хандыга Томпонского района на 450 мест. Кроме этого ведется строительство зданий Профессионального лицея N 14 (Политехническая школа-лицей на 400 мест), общежития для студентов и преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования г. Якутска на 684 места.

Несмотря на ввод новых объектов, одной из основных проблем системы профессионального образования является физический и моральный износ материально-технической базы. Так, 12 объектов признаны находящимися в аварийном состоянии. Оснащенность учреждений начального и среднего профессионального образования современным учебно-лабораторным оборудованием и компьютерной техникой составляет менее 50%.

Следствием неудовлетворительного качества образования, недостаточной степени освоения программ обучения и поверхностью профессиональных знаний становятся вопросы трудоустройства выпускников. По данным Федерального агентства государственной статистики, проблемы с трудоустройством в России испытывают молодые люди до 25 лет, не имеющие опыта работы.

Оценка качества образования, которую дают российские работодатели, в целом, невысокая (Russian Innovation Survey 2009 - 2010, "Бауман Инновейшн", ОПОРА России).

В этой связи еще одним фактором, существенно влияющим на качество подготовки специалистов, является организация прохождения практики. Учреждения начального и среднего профессионального образования более успешно взаимодействуют с предприятиями при организации практик, чем ВУЗы. Обучение в учреждениях профессионального образования студентов, необеспеченное качественной практикой на современных предприятиях и в научных организациях, заинтересованных в их последующем поступлении на работу, ведет к отсутствию конкретного опыта работы и неконкурентоспособности выпускников на рынке труда даже по востребованным направлениям подготовки.

В целях организации работы по содействию обеспечения производственной практики обучающихся, занятости и трудоустройству выпускников образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования действуют соглашения с отраслевыми министерствами и ведомствами, администрациями муниципальных образований улусов и районов и крупными предприятиями.

Деятельность с хозяйствующими субъектами осуществляется в рамках действующих документов о договоренностях. Так, между Правительством Республики Саха (Якутия) и действуют: Договор с ОАО "Сургутнефтегаз" от 8 декабря 2004 года, Соглашение с ОАО "Газпром" от 17 июля 2007 года, Соглашение с ООО "Колмар" от 14 ноября 2008 года, Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством и ОАО "Полюс золото" от 1 июня 2011 года, Договор о взаимодействии с АК "АЛРОСА" (ОАО) от 30 июня 2011 года.

Действуют Соглашения между органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики в области профессионального образования, подготовки и расстановки кадров на территории Республики Саха (Якутия) и ОАО ХК "Якутуголь" от 03 апреля 2008 года, ОАО "Якутскэнерго" от 22 июня 2008 года, ОАО "Алмазы Анабара" от 2008 года, ОАО "Нижне-Ленское" от 26 февраля 2009 года, ОАО "Железные дороги Якутии" от 17 марта 2011 года, ОАО "Алданзолото ГРК" от 17 марта 2011 года и др.

В рамках подписанных Соглашений стороны обязуются проводить профориентационную работу среди населения Республики Саха (Якутия); проводить работу со средствами массовой информации по повышению имиджа и престижа рабочих профессий среди молодежи; определять прогнозную и текущую потребность в рабочих кадрах и специалистах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием в разрезе специальностей и районов (улусов) Республики Саха (Якутия); направлять на обучение в учреждения профессионального образования, в том числе на переподготовку и повышение квалификации, работающую в предприятиях молодежь и выпускников средних общеобразовательных школ; обеспечивать в установленном порядке участие ведущих специалистов отрасли в педагогической деятельности учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования; предоставлять места для прохождения производственных, преддипломных практик; содействовать в трудоустройстве выпускников учреждениях высшего, начального и среднего профессионального образования по полученной специальности.