Специальности СПО | Профессии НПО |
Документационное обеспечение управления и архивоведение | Мастер шиномонтажной мастерской |
Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем | Изготовитель художественных изделий из металла |
Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей | Исполнитель художественно-оформительских работ |
Компьютерные сети | Резчик |
Компьютерные системы и комплексы | Ювелир |
Программирование в компьютерных системах | Бухгалтер |
Автоматизированные системы обработки информации и управления | Коммерсант в торговле |
Дизайн (по отраслям) | Официант, бармен |
Технология и дизайн | Парикмахер |
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы | Продавец, контролер-кассир |
Сварочное производство | Портной |
Гостиничный сервис | Мастер растениеводства |
Парикмахерское искусство | Мастер столярно-плотничных и паркетных работ |
Организация обслуживания в общественном питании | Обработчик рыбы и морепродуктов |
Туризм | Изготовитель изделий из меха |
Коммерция по отраслям (базовый уровень) | Обувщик (широкого профиля) |
Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров | Хозяйка усадьбы |
Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий | Сварщик |
Технология молока и молочных продуктов | Судоводитель-помощник механика маломерного судна |
Технология продукции общественного питания | Автомеханик |
Конструирование, моделирование и технология швейных изделий | Слесарь по ремонту автомобилей |
Конструирование, моделирование изделий из меха | Повар, кондитер |
Экономика и бухгалтерский учет | Наладчик компьютерных сетей |
Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ | Оператор вязально-швейного оборудования |
Ежегодно порядка 17 - 20% выпускников учреждений профессионального образования закрепляются на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Материально-техническая база. В состав Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) входят 43 учебных заведения, расположенных по всей территории республики. Общее количество основных объектов - 352, в основном состоят из деревянных построек (73%), каменных зданий - 20%, арболитовых - 3%, арочных - 3%. Постройки до 1989 года составляют 67,5%, до 2000 г. - 18,7%, после 2000 г. - всего 9,8%.
До 80% объектов подключены к централизованным сетям отопления. Для централизованного отопления объектов начального профессионального образования используются 15 котельных (7 - в каменном варианте, 3 - в деревянном, 3 - арочные, 1 - из арболита, 1 - модуль).
В 2011 году вводятся в эксплуатацию Транспортный техникум в п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса на 350 мест и Горно-геологический техникум в п. Хандыга Томпонского района на 450 мест. Кроме этого ведется строительство зданий Профессионального лицея N 14 (Политехническая школа-лицей на 400 мест), общежития для студентов и преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования г. Якутска на 684 места.
Несмотря на ввод новых объектов, одной из основных проблем системы профессионального образования является физический и моральный износ материально-технической базы. Так, 12 объектов признаны находящимися в аварийном состоянии. Оснащенность учреждений начального и среднего профессионального образования современным учебно-лабораторным оборудованием и компьютерной техникой составляет менее 50%.
Следствием неудовлетворительного качества образования, недостаточной степени освоения программ обучения и поверхностью профессиональных знаний становятся вопросы трудоустройства выпускников. По данным Федерального агентства государственной статистики, проблемы с трудоустройством в России испытывают молодые люди до 25 лет, не имеющие опыта работы.
Оценка качества образования, которую дают российские работодатели, в целом, невысокая (Russian Innovation Survey 2009 - 2010, "Бауман Инновейшн", ОПОРА России).
В этой связи еще одним фактором, существенно влияющим на качество подготовки специалистов, является организация прохождения практики. Учреждения начального и среднего профессионального образования более успешно взаимодействуют с предприятиями при организации практик, чем ВУЗы. Обучение в учреждениях профессионального образования студентов, необеспеченное качественной практикой на современных предприятиях и в научных организациях, заинтересованных в их последующем поступлении на работу, ведет к отсутствию конкретного опыта работы и неконкурентоспособности выпускников на рынке труда даже по востребованным направлениям подготовки.
В целях организации работы по содействию обеспечения производственной практики обучающихся, занятости и трудоустройству выпускников образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования действуют соглашения с отраслевыми министерствами и ведомствами, администрациями муниципальных образований улусов и районов и крупными предприятиями.
Деятельность с хозяйствующими субъектами осуществляется в рамках действующих документов о договоренностях. Так, между Правительством Республики Саха (Якутия) и действуют: Договор с ОАО "Сургутнефтегаз" от 8 декабря 2004 года, Соглашение с ОАО "Газпром" от 17 июля 2007 года, Соглашение с ООО "Колмар" от 14 ноября 2008 года, Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством и ОАО "Полюс золото" от 1 июня 2011 года, Договор о взаимодействии с АК "АЛРОСА" (ОАО) от 30 июня 2011 года.
Действуют Соглашения между органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики в области профессионального образования, подготовки и расстановки кадров на территории Республики Саха (Якутия) и ОАО ХК "Якутуголь" от 03 апреля 2008 года, ОАО "Якутскэнерго" от 22 июня 2008 года, ОАО "Алмазы Анабара" от 2008 года, ОАО "Нижне-Ленское" от 26 февраля 2009 года, ОАО "Железные дороги Якутии" от 17 марта 2011 года, ОАО "Алданзолото ГРК" от 17 марта 2011 года и др.
В рамках подписанных Соглашений стороны обязуются проводить профориентационную работу среди населения Республики Саха (Якутия); проводить работу со средствами массовой информации по повышению имиджа и престижа рабочих профессий среди молодежи; определять прогнозную и текущую потребность в рабочих кадрах и специалистах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием в разрезе специальностей и районов (улусов) Республики Саха (Якутия); направлять на обучение в учреждения профессионального образования, в том числе на переподготовку и повышение квалификации, работающую в предприятиях молодежь и выпускников средних общеобразовательных школ; обеспечивать в установленном порядке участие ведущих специалистов отрасли в педагогической деятельности учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования; предоставлять места для прохождения производственных, преддипломных практик; содействовать в трудоустройстве выпускников учреждениях высшего, начального и среднего профессионального образования по полученной специальности.