Код | Наименование УГС | Кол-во специальностей | % |
030000 | Гуманитарные науки | 1 | 1,5 |
070000 | Культура и искусство | 4 | 5,9 |
080000 | Экономика и управление | 2 | 2,9 |
100000 | Сфера обслуживания | 6 | 8,8 |
110000 | Сельское и рыбное хозяйство | 10 | 14,7 |
130000 | Геология, разведка и разработка полезных ископаемых | 4 | 5,9 |
140000 | Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника | 3 | 4,4 |
150000 | Металлургия, машиностроение и материалообработка | 3 | 4,4 |
180000 | Морская техника | 4 | 5,9 |
190000 | Транспортные средства | 5 | 7,4 |
210000 | Электронная техника, радиотехника и связь | 1 | 1,5 |
220000 | Автоматика и управление | 2 | 2,9 |
230000 | Информатика и вычислительная техника | 3 | 4,4 |
240000 | Химическая и биотехнологии | 2 | 2,9 |
250000 | Воспроизводство и переработка лесных ресурсов | 3 | 4,4 |
260000 | Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров | 10 | 14,7 |
270000 | Архитектура и строительство | 4 | 5,9 |
280000 | Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды | 1 | 1,5 |
В последние годы существует дисбаланс в подготовке кадров в системе профессионального образования - выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием преобладает над подготовкой высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Дефицит последних двух категорий работников сказывается на медленных темпах модернизации как высокотехнологичных, так и классических отраслей экономики.
Начальное и среднее профессиональное образование, как составные части единой системы образования, являются ключевыми звеньями воспроизводства квалифицированной рабочей силы, удовлетворяя потребности общества и личности в разных профессиях. С другой стороны, учреждения начального и среднего профессионального образования выполняют функции социальной защиты значительной части населения, остро нуждающейся в государственной поддержке.
Удельный вес имеющих начальное профессиональное образование в республике составляет 14,2% (в среднем по России - 18,5%).
По оценкам 2011 года (Протокол N 2 заседания Координационного совета содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2011 г.) дополнительная суммарная потребность в трудовых ресурсах для реализации инвестиционных проектов Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года с учетом направлений до 2030 года ориентировочно будет составлять к 2016 году около 100 тысяч человек. Занятость по инвестиционным проектам достигнет пика в 2016 - 2018 годы.
На этапе строительства инвестиционных проектов планируется увеличение доли общей потребности в специалистах с начальным профессиональным образованием.
С 1 сентября 2011 года вступает в силу Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения.
Мероприятия по внедрению ФГОС в учреждениях начального профессионального образования:
1. Приобретение примерных основных профессиональных образовательных программ по профессиям и специальностям.
2. Техническая и содержательная экспертиза основных профессиональных образовательных программ по профессиям.
3. Приобретение учебно-методической литературы, соответствующей ФГОС.
4. Обеспечение учебными печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной литературы (дата издания - не ранее 5 лет).
5. Обеспечение официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
6. Расширение доступа в сеть Интернет в целях организации самостоятельной работы обучающихся и предоставления им возможности оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, предприятиями и организациями и доступа к современным базам данных и информационным ресурсам.
7. Оснащение и обновление оборудований лабораторий, мастерских и полигонов в соответствии с нормативными требованиями.
Следует отметить, что новое поколение федеральных государственных стандартов (далее - ФГОС, вводится с 2011 года) основано на идеологии формирования содержания образования "от результата". По сравнению с предыдущими поколениями образовательных стандартов, основным компонентом которых являлись требования к минимуму содержания обучения, то есть фиксированному объему учебного материала, требования ФГОС основаны на наборе конкретных профессиональных компетенций, каждая из которых имеет специфические объекты, условия, инструменты, характер и результаты труда и определяется работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы. Такой подход позволяет повысить качество профессионального образования, максимально приблизив квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда. Обеспечение обучения в новых условиях, повышение практикоориентированности обучения (НПО - до 85%) должно быть осуществлено соответствующей материально-технической базой учреждений начального и среднего профессионального образования.
Для совершенствования системы начального профессионального образования необходима модернизация ее материально-технической базы. Проблемой для повышения качества профессионального обучения и подготовки специалистов является несоответствие современным требованиям учебно-материальной базы образовательных учреждений начального профессионального образования. В течение ряда лет из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) не выделялись необходимые бюджетные ассигнования для совершенствования учебно-материальной базы, на приобретение оборудования для учебно-производственных мастерских.
В рамках реализации подпрограммы предусматривается осуществление целевого финансирования укрепления материально-технической базы учреждений начального профессионального образования из государственного бюджета Республики Саха (Якутия). С этой целью на 2012 - 2016 годы необходимо увеличение финансового обеспечения материально-технической базы в зависимости от макроэкономических показателей и возможностей государственного бюджета Республики Саха (Якутия).