Недействующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы"


Таблица 1

 Код

 Наименование УГС

 Кол-во специальностей

 %

030000

Гуманитарные науки

 1

 1,5

070000

Культура и искусство

 4

 5,9

080000

Экономика и управление

 2

 2,9

100000

Сфера обслуживания

 6

 8,8

110000

Сельское и рыбное хозяйство

 10

 14,7

130000

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых

 4

 5,9

140000

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

 3

 4,4

150000

Металлургия, машиностроение и материалообработка

 3

 4,4

180000

Морская техника

 4

 5,9

190000

Транспортные средства

 5

 7,4

210000

Электронная техника, радиотехника и связь

 1

 1,5

220000

Автоматика и управление

 2

 2,9

230000

Информатика и вычислительная техника

 3

 4,4

240000

Химическая и биотехнологии

 2

 2,9

250000

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

 3

 4,4

260000

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

 10

 14,7

270000

Архитектура и строительство

 4

 5,9

280000

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

 1

 1,5


В последние годы существует дисбаланс в подготовке кадров в системе профессионального образования - выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием преобладает над подготовкой высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Дефицит последних двух категорий работников сказывается на медленных темпах модернизации как высокотехнологичных, так и классических отраслей экономики.

Начальное и среднее профессиональное образование, как составные части единой системы образования, являются ключевыми звеньями воспроизводства квалифицированной рабочей силы, удовлетворяя потребности общества и личности в разных профессиях. С другой стороны, учреждения начального и среднего профессионального образования выполняют функции социальной защиты значительной части населения, остро нуждающейся в государственной поддержке.

Удельный вес имеющих начальное профессиональное образование в республике составляет 14,2% (в среднем по России - 18,5%).

По оценкам 2011 года (Протокол N 2 заседания Координационного совета содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2011 г.) дополнительная суммарная потребность в трудовых ресурсах для реализации инвестиционных проектов Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года с учетом направлений до 2030 года ориентировочно будет составлять к 2016 году около 100 тысяч человек. Занятость по инвестиционным проектам достигнет пика в 2016 - 2018 годы.

На этапе строительства инвестиционных проектов планируется увеличение доли общей потребности в специалистах с начальным профессиональным образованием.

С 1 сентября 2011 года вступает в силу Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения.

Мероприятия по внедрению ФГОС в учреждениях начального профессионального образования:

1. Приобретение примерных основных профессиональных образовательных программ по профессиям и специальностям.

2. Техническая и содержательная экспертиза основных профессиональных образовательных программ по профессиям.

3. Приобретение учебно-методической литературы, соответствующей ФГОС.

4. Обеспечение учебными печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной литературы (дата издания - не ранее 5 лет).

5. Обеспечение официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

6. Расширение доступа в сеть Интернет в целях организации самостоятельной работы обучающихся и предоставления им возможности оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, предприятиями и организациями и доступа к современным базам данных и информационным ресурсам.

7. Оснащение и обновление оборудований лабораторий, мастерских и полигонов в соответствии с нормативными требованиями.

Следует отметить, что новое поколение федеральных государственных стандартов (далее - ФГОС, вводится с 2011 года) основано на идеологии формирования содержания образования "от результата". По сравнению с предыдущими поколениями образовательных стандартов, основным компонентом которых являлись требования к минимуму содержания обучения, то есть фиксированному объему учебного материала, требования ФГОС основаны на наборе конкретных профессиональных компетенций, каждая из которых имеет специфические объекты, условия, инструменты, характер и результаты труда и определяется работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы. Такой подход позволяет повысить качество профессионального образования, максимально приблизив квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда. Обеспечение обучения в новых условиях, повышение практикоориентированности обучения (НПО - до 85%) должно быть осуществлено соответствующей материально-технической базой учреждений начального и среднего профессионального образования.

Для совершенствования системы начального профессионального образования необходима модернизация ее материально-технической базы. Проблемой для повышения качества профессионального обучения и подготовки специалистов является несоответствие современным требованиям учебно-материальной базы образовательных учреждений начального профессионального образования. В течение ряда лет из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) не выделялись необходимые бюджетные ассигнования для совершенствования учебно-материальной базы, на приобретение оборудования для учебно-производственных мастерских.

В рамках реализации подпрограммы предусматривается осуществление целевого финансирования укрепления материально-технической базы учреждений начального профессионального образования из государственного бюджета Республики Саха (Якутия). С этой целью на 2012 - 2016 годы необходимо увеличение финансового обеспечения материально-технической базы в зависимости от макроэкономических показателей и возможностей государственного бюджета Республики Саха (Якутия).