О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы"
Таблица 10
SWOT-анализ текущего состояния системы профессионального образования в Республике Саха (Якутия)
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (S)
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (W)
Относительно высокий темп роста рынка труда - потребителя рабочих специальностей.
Наличие комплексной системы подготовки кадров, включающей широкую сеть учреждений ВПО, СПО, НПО.
Рост выпуска специалистов учреждений ВПО и СПО с 2000 по 2009 г.: ВПО - с 2 392 до 7 322 чел., СПО - с 2 661 до 4 727 чел.
Наличие программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Реализация социального партнерства. Расширение специальностей с целью удовлетворения потребностей более широкого круга работодателей.
Уровень квалификации рабочей силы в республике (48,4%) ниже, чем в среднем по России (56%).
Нерациональная организация сети образовательных учреждений с устаревшей материально-технической и информационной базой.
Кадровый состав системы образования не отвечает современным требованиям, что осложняет процесс введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Сложившаяся система профессионального образования обладает низкой инвестиционной привлекательностью, что способствует ресурсному "истощению", снижению конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития республики.
Отсутствие действенного механизма определения кадровой потребности экономики республики.
Диспропорция между спросом предприятий на рабочую силу и подготовкой кадров высшими и средними специальными учебными заведениями.
Прерывистый (очаговый) характер размещения производства.
Недостаточная обеспеченность учащихся и студентов общежитиями.
Низкий уровень адаптации социума к рыночной среде, невысокая производительность труда.
Отсутствие социальных гарантий для молодых специалистов, выезжающих в отдаленные арктические и сельские улусы.
Низкая оплата труда педагогических работников и мастеров производства.
ВОЗМОЖНОСТИ (О)
УГРОЗЫ (Т)
Создание новых рабочих мест с реализацией мегапроектов, в том числе в приоритетных отраслях экономики: в нефтяной и газовой промышленности, малом предпринимательстве.
Продвижение профильных для республики типов профессионального образования, дальнейшее развитие высокоуровневой системы образования.
Использование возможностей высокого научно-образовательного и культурного потенциала.
Позиционирование республики как центра опережающего развития для технологического, миграционного и финансового притяжения, использование транспортно-транзитного потенциала. Уникальные природные условия как потенциал развития туризма.
Развитие системы непрерывного образования (НПО, СПО, ВПО).
Создание образовательно-научно - производственных кластеров.
Увеличение сроков проектирования и реализации инвестиционных проектов на территории республики.
Низкое качество подготовки выпускников образовательных учреждений ВПО, СПО и НПО по новым профессиям и специальностям из-за недостатков материально-технической базы учреждений и отсутствия соответствующих специалистов в профессорско-преподавательском составе. Отсутствие единой стратегии в подготовке кадров и осуществлении непрерывного образования с охватом всех форм и методов образования.
Формальные показатели трудоустройства.
Существенное отставание в подготовке квалифицированных рабочих кадров.