Риски при реализации Подпрограммы
Наименование рисков | Вероятность | Сила влияния | Способ преодоления риска |
Финансовые риски | |||
Изменение федерального законодательства в части перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации | средняя | высокая | Участие в работе федеральных органов, разрабатывающих нормативно-правовые акты |
Недостаточные республиканские финансовые ресурсы | высокая | высокая | Определение приоритетов для первоочередного финансирования; пропаганда эффективности мероприятий Программы, успешного опыта других регионов в развитии профессионального образования, приведшему к качественному росту экономики; развитие форм финансирования образовательных учреждений, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства; расширение перечня услуг по привлечению средств из внебюджетных источников, альтернативных бюджетному финансированию в системе профобразования |
Некачественный региональный прогноз потребности кадров | средняя | высокая | Участие в совершенствовании методики и практики прогнозирования подготовки квалифицированных кадров |
Неэффективное использование финансовых ресурсов | средняя | высокая | Оценка эффективности бюджетных расходов |
Несоответствие учебно-материальной базы учреждений профобразования образовательным стандартам | высокая | высокая | Определение приоритетов для первоочередного финансирования; развитие форм финансирования образовательных учреждений, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства |
Несвоевременное прохождение курсов повышения квалификации, стажировки педагогов и мастеров по новым технологиям обучения и достижений производства в связи с недостаточностью финансирования | высокая | высокая | Расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий |
Социально-педагогические риски | |||
Изменение потребности заказчиков кадров в процессе обучения | средняя | высокая | Своевременный маркетинг для обеспечения удовлетворения запросов всех заказчиков и потребителей образовательных услуг; развитие системы целевой подготовки кадров; подписание трех-, четырехсторонних договоров |
Невостребованность образовательных программ потребителями образовательных услуг | средняя | высокая | Обеспечение образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования высокопрофессиональным и квалифицированным преподавательским и управленческим персоналом. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей путем создания механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования, создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций, системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения; развитие системы профессиональной ориентации населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда; обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи теоретических знаний и практических умений; плановая работа со СМИ. |
Отсутствие инициативы организаций (предприятий) в установлении партнерских отношений | средняя | высокая | Работа, направленная на широкое распространение в образовательных организациях органов самоуправления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов) |
Снижение актуальности мероприятий программы | средняя | высокая | Ежегодный анализ эффективности мероприятий программы; перераспределение средств внутри разделов программы с принятием решений Правительства Республики Саха (Якутия); обеспечение публичности промежуточных отчетов; своевременная разъяснительная работа среди населения, его информирование о целях, задачах и ходе реализации Программы |
Кадровые риски и риски, связанные с человеческим фактором | |||
Недостоверность информации о трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования | высокая | средняя | Обеспечение системной работы совместно с отраслевыми министерствами, ведомствами, предприятиями; последовательный мониторинг и отслеживание распределения выпускников учреждений профобразования |
Уменьшение численности абитуриентов, поступающих по программам НПО, связанное с неблагополучной демографической ситуацией | высокая | высокая | Развитие системы профессиональной ориентации населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда; обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи теоретических знаний и практических умений; плановая работа со СМИ |
Текучесть кадров, отток перспективных молодых преподавателей в альтернативные сегменты рынка труда, "старение" педагогических работников | высокая | высокая | Организация работы по повышению квалификации, переподготовке и стажировке педагогов и мастеров производственного обучения; создание системы резерва кадров; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в т.ч. увеличение оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его |
Отказ выпускника в трудоустройстве в организацию согласно распределению | высокая | высокая | Профориентационная работа; целевая контрактная подготовка |
Риски, связанные с негативными природными явлениями | |||
Форс-мажорные обстоятельства, стихийные бедствия (пожары, наводнения, землетрясения) | высокая | средняя | Возможность корректировки программных мероприятий |