Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ" (с изменениями на: 21.12.2016)

Таблица 1


 SWOT-анализ ситуации на рынке труда Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Высокая концентрация занятых в крупных и средних организациях, определяющая сравнительно стабильную ситуацию в сфере занятости населения.

Значительный потенциал сокращения безработицы.

Молодой возраст экономически активного населения.

Сохранение относительно высокой доли регулируемого сегмента на рынке труда.

Наличие основных элементов инфраструктуры рынка труда

Высокая безработица в сельской местности, вызванная дефицитом рабочих мест.

Количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, поддерживающийся несоответствием профилей профессиональной подготовки специалистов потребностям экономики.

Отрицательное сальдо миграции населения в трудоспособном возрасте.

Низкая территориальная и профессиональная мобильность трудовых ресурсов.

Нехватка специалистов в организациях социальной сферы в северных улусах.

Преобладание в структуре незанятого населения граждан, не выдерживающих конкуренцию в профессионально-квалификационном разрезе

Возможности (O)

Угрозы (T)

Значительная перспективная потребность в рабочей силе для реализации инвестиционных проектов.

Посткризисный рост численности занятых в экономике.

Формирование условий для вовлечения трудовых ресурсов в сферу малого предпринимательства.

Территориальное перераспределение трудовых ресурсов из районов с напряженной ситуацией на рынке труда

Масштабный импорт трудовых ресурсов, в том числе иностранной рабочей силы, для реализации инвестиционных проектов.

Начало выхода на рынок труда малочисленного поколения граждан, родившихся в 1990-е годы.

Значительный удельный вес убыточных предприятий в государственном секторе, увеличивающий риск увольнений работников.

Сокращение работников в муниципальных учреждениях в связи с оптимизацией бюджетных расходов


В период 2008 - 2010 годы реализация республиканской целевой программы "Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия)" проходила в сложных условиях. Происходили высвобождение работников и ликвидация рабочих мест в организациях, возникали угрозы массовых увольнений, увеличилось обращение граждан в службу занятости за содействием в поисках работы.

К указанным событиям добавились мероприятия по оптимизации численности работников учреждений бюджетной сферы в связи с переходом на новую систему оплаты труда и уменьшение потребности в местной рабочей силе в связи с завершением работ на строительстве ВСТО и сложным положением предприятий алмазодобывающей отрасли.

Ежегодно трудоустраивалось на постоянную работу 15,4 - 15,8 тыс. человек. Это в среднем составляло более 18% работников, принятых на работу в организации республики (табл. 2). На различные работы временного характера направлялось от 22,7 тыс. до 24,8 тыс. человек. Наибольший показатель отмечался в 2008 году.

Таблица 2

Показатели

2008

2009

2010

Численность работников, принятых на работу в организации

89 508

91 666

73 410

Трудоустройство граждан на постоянную работу

15 419

15 796

15 669

В процентах от числа принятых на работу

17,2

17,2

21,3


Осложнение ситуации на рынке труда привело к сокращению потребности предприятий в рабочей силе, особенно в алмазодобывающих компаниях - АК "АЛРОСА" (ПАО) и ОАО "Алмазы Анабара". Соответственно, уменьшилось количество граждан, направленных по оргнабору, вахтовым методом и на сезонные работы в горнодобывающие и другие предприятия.

Данные обстоятельства наряду с реализацией антикризисной Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда обусловили необходимость изменения приоритетов в мероприятиях целевой программы.

В условиях нарастания кризисных явлений в числе первоочередных мер, реализуемых в рамках Программы, были определены механизмы содействия самозанятости безработных граждан, тесно увязанные с выделением субсидий на создание собственного дела, а также социальная адаптация и профориентация населения как меры превентивного характера. В частности, резко возросло оказание услуг по содействию самозанятости. В 2010 году субсидии были предоставлены 1,6 тыс. человек (табл. 3). Кроме того, были увеличены объемы профессионального обучения безработных граждан.

Таблица 3

Показатели

2008

2009

2010

Содействие самозанятости безработных граждан

94

1 142

1 605

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда

2 550

4 380

3 858

Профориентация населения

38 084

55 886

56 783

Профобучение безработных граждан

2 673

4 073

3 844


В определенной степени это повлияло на сокращение показателей по таким мероприятиям как временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и безработных граждан из числа выпускников в возрасте от 18 до 20 лет. В общей сложности за 2008 - 2010 годы показатель трудоустройства по этим мероприятиям уменьшился в два раза (табл. 4).

Таблица 4

Показатели

2008

2009

2010

Временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы

1 451

1 024

756

Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования

200

120

66


Увольнения работников организаций обусловили рост численности зарегистрированных безработных, что, в свою очередь, способствовало увеличению объемов социальной поддержки. Если в 2008 году разные виды социальной поддержки были предоставлены 40 тыс. безработных граждан, то в 2009 - 2010 годах их число составляло 46 - 48 тыс. человек.

В 2009 - 2010 годах была принята и реализовывалась Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия). Расходы на реализацию ее мероприятий за указанные годы составили 1 154,4 млн. рублей, в том числе 221,4 млн. рублей - из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), 933 млн. рублей - федеральных субсидий.