УКАЗ
от 12 октября 2011 года N 958
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 04.12.2017 N 2258.
____________________________________________________________________
(в редакции Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 12.03.2012 N 1273, от 12.02.2013 N 1871, от 27.03.2013 N 1969, от 24.07.2013 N 2187, от 14.11.2013 N 2318, от 20.02.2014 N 2505, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 20.08.2014 N 2828, от 26.05.2015 N 493, от 30.09.2015 N 689, от 04.05.2016 N 1107, от 21.12.2016 N 1586)
В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2016 года N 1255 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия)" постановляю:
(преамбула в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 21.12.2016 N 1586)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы".
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 20.08.2014 N 2828, от 30.09.2015 N 689)
2. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Дьячковского А.П.
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 30.09.2015 N 689)
3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
г. Якутск
12 октября 2011 года
N 958
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ"
(в редакции Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 04.05.2016 N 1107, от 21.12.2016 N 1586)
Базовый вариант | Интенсивный вариант | ||
1. | Наименование Программы | Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" | |
2. | Статус Программы | Государственная программа | |
3. | Основание для разработки Программы | 1. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации". | |
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 21.12.2016 N 1586) | |||
4. | Ответственный исполнитель Программы | Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) | |
5. | Соисполнители Программы | - | |
6. | Цели и задачи Программы | Цель Программы: создание благоприятных условий для снижения безработицы. | |
Задачи: трудоустройство граждан на постоянную работу; трудоустройство граждан на временные работы; трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; повышение качества рабочей силы, предлагающей услуги на рынке труда; усиление мотивации граждан к трудоустройству; осуществление социальных выплат безработным гражданам; выплата компенсаций и возмещение расходов; ресурсное обеспечение центров занятости населения для оказания государственных услуг в области содействия занятости населения; содействие трудоустройству граждан на работу в другой местности; стимулирование профессиональной мобильности граждан | |||
7. | Целевые индикаторы Программы | Индикатор Программы: уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год - 7,0% в 2019 году. | Индикатор Программы: уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год - 6,9% в 2019 году. |
(п. 7 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 21.12.2016 N 1586) | |||
8. | Сроки реализации (этапы) Программы | 2012 - 2019 годы | |
9. | Наименование подпрограмм (стратегических направлений) | 1. Содействие трудоустройству граждан. 2. Социальная поддержка безработных. 3. Осуществление полномочий в области содействия занятости населения. 4. Стимулирование мобильности граждан | |
10. | Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам | Общий объем - 6 712 591,9 тыс. рублей, в том числе на: 2012 год - 838 219,6 тыс. рублей; 2013 год - 809 622,2 тыс. рублей; 2014 год - 802 454,0 тыс. рублей; 2015 год - 874 778,5 тыс. рублей; 2016 год - 825 153,8 тыс. рублей; 2017 год - 854 623,3 тыс. рублей; 2018 год - 853 870,2 тыс. рублей; 2019 год - 853 870,2 тыс. рублей | Общий объем - 7 424 254,3 тыс. рублей, в том числе на: 2012 год - 893 724,9 тыс. рублей; 2013 год - 862 667,8 тыс. рублей; 2014 год - 914 931,6 тыс. рублей; 2015 год - 931 896,5 тыс. рублей; 2016 год - 947 753,3 тыс. рублей; 2017 год - 951 137,3 тыс. рублей; 2018 год - 961 071,6 тыс. рублей; 2019 год - 961 071,6 тыс. рублей |
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 21.12.2016 N 1586) |
Проводимая в Республике Саха (Якутия) антикризисная политика позволила предотвратить глубокий спад экономики. Несмотря на то, что с 2010 года возобновился рост большинства макроэкономических показателей, положительные тенденции носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других.
Сокращение объемов производства основных бюджетообразующих предприятий республики в алмазно-бриллиантовом комплексе, угольной и нефтегазовой промышленности и другие последствия экономического кризиса оказали существенное влияние на ситуацию в сфере занятости населения и на рынке труда.
С начала возникновения кризисных явлений в республике был установлен оперативный мониторинг за ситуацией на рынке труда и процессами увольнения работников. Ежемесячно работники 60 - 70 организаций находились в режиме неполной занятости - в простое, в административных отпусках, работали неполное рабочее время. Большинство из них являлись работниками крупных предприятий, таких как АК "АЛРОСА" (ПАО), ОАО ХК "Якутуголь", ОАО "ЛОРП", ОАО "Нижне-Ленское", ОАО "Янгеология", ООО "Ленанефтегаз".
Фактические объемы увольнений были следующими. В 2009 году было уволено 4,8 тыс. работников в 508 организациях, в 2010 году - 2,9 тыс. работников в 394 организациях. Наибольшие увольнения происходили в таких видах экономической деятельности, как государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение, добыча полезных ископаемых, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, образование, строительство, транспорт и связь.
Высвобождение работников предприятий и организаций способствовало ускоренному по сравнению с предыдущими годами росту числа зарегистрированных безработных. Их численность в пиковый период роста безработицы в 2009 - 2010 годах возросла до 16 - 17 тыс. человек. Повлиять на обострение создавшейся ситуации и уменьшить число безработных позволило только принятие дополнительных мер поддержки по организации оплачиваемых общественных работ, содействию предпринимательской деятельности и созданию собственного дела. Таким образом, можно констатировать, что регулируемый сегмент рынка труда за короткий период времени ощутил на себе мощное воздействие внешних сил.
Начиная с 2000 года, среди зарегистрированных безработных стали преобладать сельские жители. На них приходится 60 - 68% всех безработных, состоящих на учете, что свидетельствует об острой нехватке рабочих мест и сложностях в трудоустройстве.
Безработица в сельской местности традиционно заметно выше, чем в среднем по республике. По итогам 2009 года ее уровень составлял 10,8%, в 2010 году - 10,2%. При этом самые высокие показатели в территориальном разрезе отмечались именно в сельскохозяйственных улусах. В Намском улусе уровень безработицы в 2010 году составлял 17,6%, Верхневилюйском - 15,8%, Сунтарском - 15,4%, Хангаласском - 15%, Горном - 14,3%, Усть-Алданском - 14,3%.
Следствием неблагополучной ситуации в экономике сельских районов является преобладание мужчин среди безработных. Их удельный вес в 2008 - 2010 годах достигал 55%. Это обстоятельство показывает, что со стороны экономически активного сельского населения образовался существенный спрос на рабочие места в производственной сфере.
Одним из главных факторов, определяющих поведение граждан на рынке труда, является образовательный уровень. Более половины безработных, обращающихся в поисках работы в службу занятости, не имеет профессионального образования. Эти граждане смогут трудоустроиться только после предварительного профессионального обучения. Они испытывают сильное конкурентное давление на рынке труда и в большинстве случаев не отвечают требованиям работодателей. Тем не менее наметилась тенденция уменьшения их доли. Если в предыдущие годы в среднем по республике не имели профессионального образования около 60% безработных, зарегистрированных в службе занятости, то в 2009 - 2010 годах их доля снизилась до 54%.
Десинхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг приводит к необеспеченности перспективных инвестиционных проектов кадрами высокой квалификации, прежде всего инженерных и рабочих профессий. Структура профессионального образования в республике смещена в пользу высшей школы. В 2009 - 2010 годах искали работу 2,3 - 2,4 тыс. выпускников учреждений профессионального образования (в 2006 - 2008 г.г. - 1,3 - 1,6 тыс. чел.). При этом доля специалистов с высшим профессиональным образованием возросла с 30% до 40%. Однако потребность работодателей в них существенно ниже. В республиканском банке вакансий около 80% вакансий приходится на рабочие профессии.
Анализ ситуации на рынке труда Республики Саха (Якутия), ее конкурентных преимуществ и недостатков с точки зрения ее развития в среднесрочной перспективе требует учета большей совокупности внутренних и внешних факторов. Наиболее важные условия определены и упорядочены по четырем категориям согласно методологии SWOT-анализа (таблица 1).
SWOT-анализ ситуации на рынке труда Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
Высокая концентрация занятых в крупных и средних организациях, определяющая сравнительно стабильную ситуацию в сфере занятости населения. Значительный потенциал сокращения безработицы. Молодой возраст экономически активного населения. Сохранение относительно высокой доли регулируемого сегмента на рынке труда. Наличие основных элементов инфраструктуры рынка труда | Высокая безработица в сельской местности, вызванная дефицитом рабочих мест. Количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, поддерживающийся несоответствием профилей профессиональной подготовки специалистов потребностям экономики. Отрицательное сальдо миграции населения в трудоспособном возрасте. Низкая территориальная и профессиональная мобильность трудовых ресурсов. Нехватка специалистов в организациях социальной сферы в северных улусах. Преобладание в структуре незанятого населения граждан, не выдерживающих конкуренцию в профессионально-квалификационном разрезе |
Возможности (O) | Угрозы (T) |
Значительная перспективная потребность в рабочей силе для реализации инвестиционных проектов. Посткризисный рост численности занятых в экономике. Формирование условий для вовлечения трудовых ресурсов в сферу малого предпринимательства. Территориальное перераспределение трудовых ресурсов из районов с напряженной ситуацией на рынке труда | Масштабный импорт трудовых ресурсов, в том числе иностранной рабочей силы, для реализации инвестиционных проектов. Начало выхода на рынок труда малочисленного поколения граждан, родившихся в 1990-е годы. Значительный удельный вес убыточных предприятий в государственном секторе, увеличивающий риск увольнений работников. Сокращение работников в муниципальных учреждениях в связи с оптимизацией бюджетных расходов |
В период 2008 - 2010 годы реализация республиканской целевой программы "Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия)" проходила в сложных условиях. Происходили высвобождение работников и ликвидация рабочих мест в организациях, возникали угрозы массовых увольнений, увеличилось обращение граждан в службу занятости за содействием в поисках работы.
К указанным событиям добавились мероприятия по оптимизации численности работников учреждений бюджетной сферы в связи с переходом на новую систему оплаты труда и уменьшение потребности в местной рабочей силе в связи с завершением работ на строительстве ВСТО и сложным положением предприятий алмазодобывающей отрасли.
Ежегодно трудоустраивалось на постоянную работу 15,4 - 15,8 тыс. человек. Это в среднем составляло более 18% работников, принятых на работу в организации республики (табл. 2). На различные работы временного характера направлялось от 22,7 тыс. до 24,8 тыс. человек. Наибольший показатель отмечался в 2008 году.
Таблица 2
Показатели | 2008 | 2009 | 2010 |
Численность работников, принятых на работу в организации | 89 508 | 91 666 | 73 410 |
Трудоустройство граждан на постоянную работу | 15 419 | 15 796 | 15 669 |
В процентах от числа принятых на работу | 17,2 | 17,2 | 21,3 |
Осложнение ситуации на рынке труда привело к сокращению потребности предприятий в рабочей силе, особенно в алмазодобывающих компаниях - АК "АЛРОСА" (ПАО) и ОАО "Алмазы Анабара". Соответственно, уменьшилось количество граждан, направленных по оргнабору, вахтовым методом и на сезонные работы в горнодобывающие и другие предприятия.
Данные обстоятельства наряду с реализацией антикризисной Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда обусловили необходимость изменения приоритетов в мероприятиях целевой программы.
В условиях нарастания кризисных явлений в числе первоочередных мер, реализуемых в рамках Программы, были определены механизмы содействия самозанятости безработных граждан, тесно увязанные с выделением субсидий на создание собственного дела, а также социальная адаптация и профориентация населения как меры превентивного характера. В частности, резко возросло оказание услуг по содействию самозанятости. В 2010 году субсидии были предоставлены 1,6 тыс. человек (табл. 3). Кроме того, были увеличены объемы профессионального обучения безработных граждан.
Таблица 3
Показатели | 2008 | 2009 | 2010 |
Содействие самозанятости безработных граждан | 94 | 1 142 | 1 605 |
Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда | 2 550 | 4 380 | 3 858 |
Профориентация населения | 38 084 | 55 886 | 56 783 |
Профобучение безработных граждан | 2 673 | 4 073 | 3 844 |
В определенной степени это повлияло на сокращение показателей по таким мероприятиям как временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и безработных граждан из числа выпускников в возрасте от 18 до 20 лет. В общей сложности за 2008 - 2010 годы показатель трудоустройства по этим мероприятиям уменьшился в два раза (табл. 4).
Таблица 4
Показатели | 2008 | 2009 | 2010 |
Временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы | 1 451 | 1 024 | 756 |
Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования | 200 | 120 | 66 |
Увольнения работников организаций обусловили рост численности зарегистрированных безработных, что, в свою очередь, способствовало увеличению объемов социальной поддержки. Если в 2008 году разные виды социальной поддержки были предоставлены 40 тыс. безработных граждан, то в 2009 - 2010 годах их число составляло 46 - 48 тыс. человек.