Региональный баланс спроса и предложения
(в редакции Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.10.2015 N 735)
Наименование статей баланса | 2017 год | 2018 год | 2019 год | ||||||
тыс. куб. м | руб. | млн | тыс. куб. м | руб. | млн руб. | тыс. куб. м | руб. | млн руб. | |
Вывозка древесины | 1200 | 0 | 0 | 1200 | 0 | 0 | 1200 | 0 | 0 |
Переработка на пилопродукцию | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Внутри республиканское потребление | 40 | 1634 | 65 | 40 | 1634 | 65 | 40 | 1634 | 65 |
Производство пиломатериала | 430 | 0 | 0 | 430 | 0 | 0 | 430 | 0 | 0 |
Внутри республиканское потребление | 340 | 7068 | 2403 | 340 | 7068 | 2403 | 340 | 7068 | 2403 |
Реализация в регионы России, в том числе на экспорт | 90 | 7200 | 648 | 90 | 7200 | 648 | 90 | 7200 | 648 |
Итого: | X | X | 3116 | X | X | 3116 | X | X | 3116 |
Примечание: В таблице N 3.2 представлен перечень направлений внутриреспубликанского потребления лесопродукции. Информация по поставкам лесопродукции за пределы республики, в том числе на экспорт, предприятиями третьим лицам не предоставляется (коммерческая информация предприятия).
Задача 1. Проектирование и строительство лесных дорог (совмещенных с противопожарными дорогами)
Развитие системы охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также развития лесной и лесоперерабатывающей промышленности на территории республики отстает от других регионов из-за отсутствия лесных дорог круглогодового действия, что приводит к увеличению себестоимости выпускаемой продукции, снижению конкурентоспособности продукции, выпускаемой местными товаропроизводителями, и привлечению инвестиций в отрасль. Решение этих проблем связано, в первую очередь, с необходимостью значительного увеличения инвестиций в дорожную инфраструктуру.
Если в среднем по России обеспеченность дорогами на 1 тыс. га лесного фонда составляет 1,2 км, то в Республике Саха (Якутия) - 0,12 км, а в наиболее перспективной для освоения Южной зоне (Алданское, Ленское, Олекминское, Нерюнгринское, Усть-Майское лесничество) - только 0,11 км (для справки: в США - 10 км, в Германии - 45 км) что более чем в 100 раз ниже нормативной потребности.
Протяженность всех типов дорог в лесах республики составляет 29,7 тыс. км, из них протяженность дорог общего пользования 22,2 тыс. км или 74,5%, лесовозные - 7,5 тыс. км или 25,5%, круглогодового действия составляет лишь 4,5 тыс. км (15%). Основная масса лесных дорог около 41% (1,845 тыс. км) представлена зимниками - грунтовыми дорогами сезонного действия, нормальная работа которых зависит от погодных условий.
На территории республики более 10 лет лесные дороги не ремонтировались и в настоящее время требуют капитального ремонта, реконструкции, повторного строительства части участков дорог и мостовых сооружений.
Проблема строительства, реконструкции и капитального ремонта лесных дорог усугубляется еще и тем фактом, что лесные дороги являются практически брошенными. При общей заинтересованности лесозаготовителей республики в эксплуатации дорог отсутствует конкретное лицо или организация, заинтересованная в содержании дорог в удовлетворительном состоянии.
Являясь одним из крупных лесных регионов России, Республика Саха (Якутия) по многим показателям производства основных видов лесопродукции отстает от всех лесных регионов России. В настоящее время полностью прекращено строительство лесных дорог круглогодового действия, как необходимого условия ритмичной работы лесозаготовительных предприятий в период межсезонья. Плохая доступность лесного фонда сдерживает вливание инвестиций в лесную отрасль республики.
За счет освоения доступных участков использование расчетной лесосеки остается недостаточным, поскольку строительством лесных дорог к неосвоенным участкам занимаются лишь базовые предприятия. За 2009 - 2010 г.г. базовыми предприятиями отрасли за счет внебюджетных источников построено 11,8 км дорог круглогодового действия и 255 км автозимников.
Для обеспечения экономического роста в лесопромышленном комплексе необходимо достроить 170 км автозимников до нормативного состояния, в том числе:
1. Участок протяженностью 139 км автодороги Белькачи - Аян в направлении порт Аян (Охотское море), включая строительство двух железобетонных мостов;
2. Участок дороги на территории Алданского и Усть-Майского районов протяженностью 440 км Белькачи - федеральная автомобильная трасса "Лена". Точка соединения дорог на 30 км выше г. Томмот в сторону Верхней Амги.
Освоение новых лесных массивов и обеспечение пожарной безопасности потребует построить 582 км автозимников.
Ежегодный прирост строительства автомобильных дорог рассчитан по двум вариантам: