4.1. Главное управление при осуществлении возложенных на него задач своевременно самостоятельно или с привлечением представителей контролирующих, надзорных, правоохранительных органов либо специалистов органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) проводит контрольные мероприятия в форме проверок или ревизий.
4.2. Главное управление осуществляет свою деятельность на основе текущих и перспективных планов контрольной работы, утверждаемых Президентом Республики Саха (Якутия).
4.3. Текущие и перспективные планы работы Главного управления формируются исходя из приоритетных направлений по обеспечению выполнения задач Главного управления, приоритетных направлений в экономике, а также с точки зрения необходимости охвата контрольными мероприятиями бюджетополучателей по наибольшему объему получаемых средств.
Планирование осуществляется на основе разрабатываемых Главным управлением для этих целей технико-экономических норм и нормативов, контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний.
4.4. Главное управление проводит внеплановые ревизии и проверки по заданиям Президента Республики Саха (Якутия).
4.5. Главное управление для осуществления контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической, информационной деятельности с целью реализации своих функций имеет право:
- самостоятельно определять формы и методы проведения контрольных мероприятий, исходя из требований действующего законодательства либо содержания конкретного поручения;
- создавать комиссии с привлечением представителей различных контрольных, надзорных, правоохранительных органов, а также специалистов органов исполнительной власти для проведения проверок и принятия в ходе проверок необходимых мер по оперативному устранению выявленных нарушений и их предупреждению;
- требовать самостоятельно или через привлеченных к проверке представителей соответствующих органов государственной власти от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также от организаций документы, объяснения и другую информацию, необходимые для проведения проверок в соответствии с задачами, возложенными на Главное управление;
- пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия);
- проверять в проверяемых организациях денежные, бухгалтерские, электронные и другие документы, относящиеся к проверке, фактическое наличие и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, государственного имущества и иных материальных ценностей;
- работники Главного управления при осуществлении контроля и проверки исполнения имеют право прохода во все здания, занимаемые органами государственной власти и иными организациями, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности в соответствии с установленными правилами допуска к секретным сведениям и сведениям, составляющим государственную тайну;
- при необходимости обращаться за содействием в прокуратуру, органы внутренних дел и контролирующие органы. Ходатайствовать перед правоохранительными органами об изъятии документов, опечатывании касс и служебных помещений в установленных случаях хищений, недостач, а также при вероятности утраты документов;
- требовать от руководителей проверяемых организаций обязательного проведения инвентаризации имущества и обязательств при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, а при обнаружении подлогов, подделок или других злоупотреблений ходатайствовать перед правоохранительными органами об изъятии документов, подтверждающих эти факты, проведении соответствующих экспертиз;
- требовать от должностных, материально ответственных и других лиц проверяемых организаций предоставления письменных объяснений в связи с проводимыми проверками и ревизиями;
- вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных и республиканских законов, указов, распоряжений и поручений Президента Республики Саха (Якутия);
- вносить предложения Президенту Республики Саха (Якутия), руководителям органов исполнительной власти, органам местного самоуправления о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверки;
- ставить перед соответствующими руководителями органов исполнительной власти вопрос о наложении дисциплинарных взысканий на государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими возложенных на них обязанностей, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;
- направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям органов исполнительной власти, проверяемым объектам. Предписание подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок или в срок, установленный в предписании, должны быть приняты меры по устранению нарушений и о результатах должно быть сообщено в Главное управление;
- по итогам ревизий и проверок направлять представление финансовым органам о взыскании, уменьшении финансирования на сумму нецелевого использования средств бюджета Республики Саха (Якутия), применении иных форм финансовой ответственности;
- рекомендовать по итогам ревизий и проверок руководителям ревизуемых объектов меры и способы недопущения выявленных нарушений. Давать руководителям ревизуемых объектов обязательные к исполнению предписания о возмещении выявленного материального ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством;
- направлять материалы документальных ревизий и проверок контролирующим и административным органам, имеющим право налагать штрафные санкции в соответствии с действующим законодательством;
- направлять в соответствующие органы представления о применении мер к нарушителям бюджетного и иного законодательства в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, иных нормативно-правовых актов;
- требовать отстранения от должности главных бухгалтеров ревизуемых объектов в случае выявления в ходе поверок и ревизий грубых нарушений правил ведения бухгалтерского учета и отчетности по вине главного бухгалтера;
- привлекать в установленном порядке к работе на договорной основе научные учреждения, отдельных ученых, специалистов, аудиторов для проведения проверок и ревизий в случае, если они обладают необходимыми познаниями в специализированной области деятельности проверяемого объекта, а также в области бухгалтерского учета, экономики и финансов. Финансирование договорных работ осуществляется за счет сметы расходов Главного управления.
4.6. Кроме того. Главное управление вправе:
- направлять должностных лиц Главного управления на заседания Правительства Республики Саха (Якутия), коллегий органов исполнительной власти и совещания, проводимые органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
- осуществлять сотрудничество с контролирующими органами Российской Федерации и субъектов федерации по вопросам контрольной деятельности, изучать практику реализации контрольных функций в структуре президентской власти других государств.