ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2000 года N 78

О КОНЦЕПЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В целях дальнейшего совершенствования здравоохранения Республики Саха (Якутия), развития медицинской науки и подготовки медицинских кадров Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Одобрить Концепцию совершенствования здравоохранения Республики Саха (Якутия), принятую на XIV съезде медицинских работников и общественности республики 14 декабря 1999 года (приложение N 1).

2. Утвердить План основных мероприятий по реализации Концепции совершенствования здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2000-2002 годы (приложение N 2).

3. Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Егоров И.Я.) консолидировать усилия министерств, ведомств, общественных организаций по реализации государственной политики совершенствования системы охраны здоровья населения республики.

4. Министерству строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия) (Буслаев Ю.Н.), Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) (Алексеева О.И.), Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Егоров И.Я.) разработать Концепцию строительства объектов здравоохранения на 2000-2005 годы до 1 мая 2000 года.

5. Считать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.03.99 N 66 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Республике Саха (Якутия)".

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Мучина М.В.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

В.ВЛАСОВ

Одобрена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 12 февраля 2000 г. N 78

(приложение N 1)

КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)


Ухудшение демографической ситуации и показателей здоровья населения в конце XX века в Республике Саха (Якутия) требует разработки принципиально новых направлений государственной политики в области здравоохранения.

В последние годы существующая модель здравоохранения обеспечивает в основном лечебную направленность, имеется недооценка значения профилактического направления в медицине.

В XXI веке существует необходимость формирования Концепции совершенствования здравоохранения Республики Саха (Якутия), адекватной сложившимся социально-экономическим условиям, с четким системным подходом к управлению и информационной обеспеченности здравоохранения. Концептуальные подходы к организации медицинской помощи населению должны обеспечить повышение значимости амбулаторно-поликлинических учреждений и принципа доступности в оказании качественной медицинской помощи населению от врачебного участка до Национального центра медицины.

Ведущей фигурой первичного звена медицины станет врач общей практики (семейный врач) - специалист в области интегративной медицины, способный обеспечить возрождение лучших традиций земской медицины.

Совершенствование медицинского страхования, рациональное и эффективное использование финансовых средств здравоохранения, сохранение многоканального финансирования учреждений здравоохранения позволит сделать более качественной медицинскую помощь для населения.

Главная философия здравоохранения в будущем: сохранение здоровья здорового человека, здорового генофонда народов, общества в целом.

Цель Концепции

Стабилизация и формирование благоприятных тенденций в состоянии здоровья населения, способствующих долголетней активной жизни, сохранению и укреплению здоровья будущих поколений - интеллектуального, культурного и репродуктивного потенциала Якутии.

Задачи

Формирование профилактической направленности здравоохранения;

разработка научно-обоснованных показателей стандартов здоровья человека на Севере с учетом возрастных, этнических особенностей населения;

участие в совершенствовании и внедрении здорового образа жизни населения путем выработки самосохранительного поведения (здоровое рациональное питание, чистая вода, чистый воздух, гигиеническое воспитание, физкультура, спорт и т.д.);

совершенствование системы обеспечения медицинской помощи и реабилитации;

проведение реструктуризации сети лечебно-профилактических учреждений за счет внедрения стационарозаменяющих технологий и организации межулусных специализированных отделений;

совершенствование нормативной и законодательной базы в области здравоохранения с целью экономического стимулирования здорового образа жизни;

изучение и использование местных природных целебных месторождений, участие в создании индустрии оздоровительных комплексов;

консолидация финансовых средств и их рациональное использование для сохранения доступности качественной медицинской и лекарственной помощи;

совершенствование системы подготовки научных и высококвалифицированных медицинских кадров;

привлечение опыта других регионов России и зарубежных стран в организации системы охраны здоровья населения Республики Саха (Якутия).

Основные пути реализации Концепции

Охрана здоровья населения является сферой жизнеобеспечения и фактором национальной безопасности Республики Саха (Якутия), а не только социальной сферой, поэтому необходим интегрированный подход и межсекторальное сотрудничество, координатором которого должно выступить Министерство здравоохранения республики.

Проведение научных исследований и использование их результатов в деятельности здравоохранения, привлечение научных учреждений к разработке и реализации в практическом здравоохранении программ укрепления здоровья.

Реализация профилактических мероприятий для детей, подростков, женщин детородного возраста, населения трудоспособного возраста с высоким риском заболевания с оказанием им практической помощи.

Эффективным инструментом пропаганды здорового образа жизни и профилактики должны быть средства массовой информации, поэтому необходимы новые подходы к использованию их в гигиеническом воспитании и медицинском образовании населения.

Основные направления деятельности

Усиление политики укрепления здоровья - это достижение согласия с законодательными и исполнительными органами власти различного уровня относительно приоритетов, подходов и стратегий укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Должно быть два подхода:

1. Создание и поддержка стремления людей к позитивным изменениям в их образе жизни, поднятие престижа здорового человека (материальное поощрение здорового образа жизни на предприятиях, льготное финансирование санаторно-курортных путевок для здоровой части коллектива и т.д.).

2. Создание физической и социальной среды, благоприятствующей здоровому образу жизни.

Совершенствование законодательства

Необходимо развивать следующие основные направления в области законодательства:

разработка финансовой политики для поддержки программ оздоровления;

разработка законодательства, направленного на поддержание социальных условий и окружающей среды для ведения здорового образа жизни;

пересмотреть ранее действующие нормативные и законодательные акты и направить их на стимулирование здорового образа жизни;

пересмотреть действующие территориальные правила обязательного медицинского страхования.

Оптимизация ресурсов и финансирования

Предупреждение основных факторов риска значительно влияет на снижение уровня заболеваемости и смертности. Проведение профилактических мероприятий (вакцинация, профилактические осмотры, диспансеризация населения) позволит намного снизить стоимость лечения больных и их дальнейшего социального обеспечения.

Для развития профилактики необходимо перераспределение ресурсов внутри сектора здравоохранения. Одним из направлений финансовой поддержки профилактики должны стать средства обязательного медицинского страхования и иные источники, не запрещенные законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

Совершенствование оказания лечебно-профилактической помощи

Основное направление развития здравоохранения - профилактическая направленность медицинской помощи с ее доступностью и приближением к населению.

Для этих целей необходимо:

усиление первичного звена и приведение структуры здравоохранения в соответствие с потребностью населения в медицинской помощи, принципами зонирования республики;

создание центров здоровья на уровне улуса, города, наслега при условии материально-технической, организационно-методической помощи и интеграции с другими учреждениями;

разработка генерального плана развития сети учреждений здравоохранения с учетом ведомственных и учреждений негосударственной формы собственности;

создание межулусных клинико-диагностических комплексов (специализированных отделений);

введение и широкое использование телемедицины;

перенос объемов помощи из дорогостоящего стационарного звена в амбулаторное.

Амбулаторно-поликлиническая помощь

Существенное значение в совершенствовании амбулаторной помощи отводится поэтапному развитию института врача общей (семейной) практики.

Основными звеньями в оказании первичной медико-санитарной помощи в ближайшие годы остаются детская и взрослая поликлиники с поэтапным переходом к общеврачебной (семейной) практике. Необходима подготовка нормативно-правовой базы и поэтапное расширение функциональных обязанностей и прав участковых врачей (терапевтов и педиатров) со смещением акцента в работе врачей-специалистов поликлиник на оказание консультативной помощи.

Основные направления улучшения первичной медико-санитарной помощи связаны:

с разработкой новой модели поликлиники - экономичной, максимально ориентированной на конкретного пациента и идеологию семейной медицины и профилактику;

с поэтапным введением оплаты за пролеченного больного (оказанную услугу), с обеспечением приоритета и экономической мотивации участковых врачей к расширению оказываемых ими объемов помощи (постепенный переход к методологии работы "семейного врача");

с созданием диагностических коек и коек для дневного пребывания больных;

с развитием на базе поликлиник и амбулаторий стационарозаменяющих форм лечения (стационары дневного пребывания, стационары на дому, центры амбулаторной хирургии), школ самоконтроля для больных диабетом, центров медико-социальной помощи населению, отделений групповой общеврачебной практики, отделений инфекционно-паразитарных заболеваний и иммунопрофилактики, кабинетов медицинской профилактики и реабилитации, традиционной медицины;

с восстановлением школьной медицины, укомплектованием школ средними медицинскими работниками.

В амбулаторной службе получит дальнейшее развитие медико-социальная помощь пожилым (гериатрическая служба), будут реализовываться программы по профилактике и реабилитации сердечно-сосудистых болезней, раннему выявлению онкологических заболеваний, туберкулеза и развитию стоматологической помощи.

Развитие медицинской помощи и улучшение качества оказываемых услуг при социально значимых заболеваниях (туберкулез, СПИД, заболевания, передаваемые половым путем, алкоголизм, наркомания и др.) предполагается за счет укрепления организационной структуры специализированных учреждений и их материально технической базы, а также внедрения более экономичных лечебно-реабилитационных технологий (дневные стационары, отделения реабилитации).

Стационарная помощь

Совершенствование госпитального звена будет направлено на повышение качества медицинской помощи за счет более эффективного использования коечного фонда, рационализации расходования средств на приобретение медикаментов, медицинского оборудования, на освоение новых технологий. С этой целью начнется структурная реорганизация коечного фонда по степени интенсивности лечебно диагностического процесса:

больницы интенсивного лечения;

больницы восстановительного лечения;

больницы длительного лечения для больных с хроническими заболеваниями;

больницы медико-социальной помощи.

Разделение больных по интенсивности лечения позволит рационально использовать материально-техническую базу, дорогостоящее медицинское оборудование и кадровые ресурсы, снизить длительность пребывания в стационарах, рационально сократить коечный фонд.

Будет продолжаться работа по повышению эффективности использования коечного фонда, сокращению коек и закрытию нерентабельных больниц с плохой материально-технической базой, не позволяющей организовать госпитальную медицинскую помощь в соответствии с современными требованиями.

Для более рационального использования средств необходимо:

в участковых больницах - сокращение круглосуточных стационарных коек, перевод во врачебные амбулатории с дневными стационарами на дому, исходя из показателей заболеваемости населения, существующей транспортной схемы, с учетом географических особенностей населенных пунктов. В местах компактного проживания малочисленных народов Севера необходимо сохранить коечный фонд;

объединение специализированной коечной сети республиканских и городских больниц, перепрофилирование объединенного коечного фонда, включая ведомственную сеть, создание республиканского Центра экстренной медицинской помощи;

дальнейшее развитие должны получить больницы и отделения сестринского ухода, хосписы с выездными бригадами, оказывающими помощь больным на дому.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»