Проблемы рационального развития систем централизованного теплоснабжения приобретают все большее значение в связи с возрастающей ролью их в топливно-энергетическом комплексе.
Якутия - район с ярко выраженными природно-климатическими и экономическими особенностями, присущими районам Крайнего Севера России и существенно влияющими на состояние и развитие систем теплоснабжения. Так, например, продолжительность градусо-дней отопительного периода для Якутска составляет 10550, что в 2,3 раза больше, чем для Москвы.
Поскольку тепловое хозяйство - наиболее крупный потребитель топлива, вопросы его совершенствования приобретают особое значение.
Для теплоснабжения используются все виды топлива, добываемые в республике (природный газ, уголь, нефть, газоконденсат, дрова), и привозное дизельное топливо. Во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 1 февраля 1999 года N 50 в республике реализуется Программа замещения дизельного и газоконденсатного топлива на муниципальных котельных республики в 1999-2000 г.г. Это позволит сократить использование привозного дизельного топлива в качестве котельного к 2001 году на 38 тыс. тонн.
В настоящее время потребление нефти в качестве котельного топлива возросло. В соответствии с государственной Программой развития нефтяной и газовой промышленности Республики Саха (Якутия) на 1999-2000 годы и основных направлений до 2005 года в 2000 году предполагается: добыча нефти - 386 тыс. тн., потребление - 156 тыс. тн.
Топливоснабжение населенных пунктов в условиях республики является сложной задачей и характеризуется следующими специфическими особенностями:
1. Топливо в населенные пункты доставляется сезонными видами транспорта: водным, морским и автозимником, вследствие чего у большинства потребителей возникает необходимость предусматривать большие объемы сезонных запасов.
2. Большая протяженность завоза топлива (2000-5000 км), многозвенность транспортной схемы (река-море-река-автодорога) и короткий навигационный период северных рек приводят к складированию топлива в пути на перевалочных базах, увеличению потерь топлива как при хранении, так и при перевозке.
3. Транспортные издержки занимают большой удельный вес (до 70-90%) в стоимости топлива у потребителя из-за сложной схемы завоза топлива.
4. При оптимизации схем теплоснабжения населенных пунктов (поселков) республики необходимо учитывать специфику транспортной схемы завоза топлива и затрат на него.
Поэтому данная Программа рассматривает рациональное использование топливных ресурсов для снижения расходов на теплоснабжение населенных пунктов республики и пути его оптимального обеспечения.
Одним из путей рационального обеспечения потребностей в тепловой энергии большинства промышленных и населенных пунктов является создание централизованных источников, ориентированных на полное покрытие как производственных, так и коммунально-бытовых потребностей в тепловой энергии.
Но значительная часть населенных пунктов с небольшой тепловой нагрузкой занимает существенную долю в общем числе из-за малого теплопотребления, и здесь необходимо внедрение децентрализованного теплоснабжения.
Республиканская Программа оптимизации систем теплоснабжения населенных пунктов республики на 2000-2003 годы разработана во исполнение указов Президента Республики Саха (Якутия) от 30.12.98 N 653 "О подведении итогов республиканского обсуждения отчета Правительства Республики Саха (Якутия)", от 28.04.97 N 425, утверждающего концепцию коммунальной реформы, направленной на повышение качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг и снижение их затрат.
Программа имеет социально-экономическое значение и направлена на сокращение бюджетного финансирования сферы коммунального хозяйства республики.
Программа включает несколько подпрограмм, которые представляют собой комплекс задач, решаемых при выполнении взаимоувязанных мероприятий.