Язык - один из главных признаков народа как исторического субъекта. Язык является ядром духовной культуры любого этноса. Особенностью современной языковой ситуации в Республике Саха (Якутия) является усиление процессов ассимиляции, в особенности языков коренных малочисленных народов. В частности, отмечается тенденция перехода носителей исчезающих языков на якутский и русский. Большинство эвенков, юкагиров, более половины эвенов и значительная часть чукчей в настоящий момент не знают родного языка.
В соответствии с Законами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) "О языке" начала проводиться определенная работа по изучению и обучению населения языкам коренных народов республики. По итогам учебного года общее количество детей саха школьного возраста составило 86 402 человека или 45,5% от общего количества школьников. Родной язык саха изучают 74 873 школьника или 86,7% учащихся. Не изучают родной язык 11 529 или 13,3% учащихся. Общее количество детей школьного возраста коренных малочисленных народов Севера составило 5 754 человека, в том числе эвенков - 3 374, эвенов - 2 063, юкагиров - 186, чукчей - 146. По итогам учебного года родной язык изучало 2 210 человек. В г. Нерюнгри функционирует филиал Института национальных школ - лаборатория по обучению эвенкийскому языку в школах республики.
Юкагирский язык в качестве учебной дисциплины включен в образовательные программы Нелемнинской средней школы Верхнеколымского улуса и Андрюшкинской средней школы Нижнеколымского улуса.
Эвенский язык изучается в 12 средних, 2 начальных и 1 малокомплектной школах. Ючюгейская средняя школа Оймяконского улуса является школой, обладающей статусом экспериментальной площадки, а также выполняющей функции эвенского этнокультурного центра.
Обучение чукотскому языку проводится в Колымской национальной школе Нижнеколымского улуса.
Дети долган не изучают родной язык как предмет, приобщаются к языку саха.
Согласно исследованиям Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН дети, проживающие в условиях города, испытывают недостаток в родной национальной среде, что не способствует освоению ими языка и культуры родного народа.
Разрушение языковой среды не компенсируется никакими образовательными программами. Но на данном этапе необходимо принятие целевой подпрограммы по возрождению и развитию языков коренных народов Республики Саха (Якутия), которая включает вопросы создания материально-технической, социальной, правовой и научной основы.