КОНЦЕПЦИЯ развития системы образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья на 2005-2008 годы
1. Введение
Концепция развития системы образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту - Концепция) призвана обеспечить реализацию государственных гарантий на обеспечение равных возможностей, реабилитацию и социальную интеграцию в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Государственная политика в отношении детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, проводимая в Республике Саха (Якутия), основывается на государственной политике Российской Федерации, регулируется Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Законами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) "Об образовании", Законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 63 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (2004 год) и является частью социально-экономической политики республики, предусматривающей комплексный подход к реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, одним из компонентов которой является получение ими образования и реабилитация.
В Концепции формулируются подходы к рациональному использованию имеющихся возможностей и предлагаются пути осуществления действий по повышению качества образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Общие положения
Образование и реабилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья возложены на учреждения образования, социального развития, здравоохранения и занятости населения.
Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя создание специальных условий для получения дошкольного, общего и профессионального образования.
Медико-социальная реабилитация включает в себя социальную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, семей с детьми-инвалидами, предоставление реабилитационных услуг и технических средств реабилитации, развитие системы реабилитационных учреждений, обеспечение интеграции в общество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
Параллельно с учебным процессом должны осуществляться мероприятия по медико-социальной реабилитации, направленные на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Концепция республиканской социальной политики в сфере образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой систему определений приоритетных целей, задач и мер республиканской политики, направленную на обеспечение равных возможностей, реабилитации и социальной интеграции в общество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Концепция исходит из необходимости:
государственной поддержки детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
повышения ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам защиты прав и законных интересов детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
создания условий для получения образования, медико-социальной реабилитации и интеграции в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Субъектами реализации республиканской социальной политики в сфере образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья выступают органы государственной власти и местного самоуправления, образовательные и социальные учреждения, реабилитационные центры, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых условий для развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Цели и задачи Концепции
Основой государственной политики в отношении детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья является комплексная (социальная, медицинская, педагогическая) реабилитация, позволяющая им достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности.
Целью Концепции является устойчивое повышение уровня и качества образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация цели Концепции осуществляется посредством решения следующих задач:
создание условий для обучения, медико-социальной реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование имеющихся и формирование новых структур, предназначенных для обучения, медико-социальной реабилитации, социальной коммуникации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
формирование адекватного отношения общества к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья.
Обязательным условием достижения поставленной цели является согласованная целенаправленная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан, действующих в пределах своих полномочий и возможностей.
4. Основные принципы Концепции
1. Государственная гарантия социальной поддержки и реабилитационной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
2. Комплексный подход к реабилитации и интеграции в общество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.