Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2001 года N 618

О Республиканской целевой программе поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2002-2004 годы

УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 05.06.2003 N 376

В целях реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и развития занятости Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

Утвердить Республиканскую целевую программу поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2002-2004 годы согласно приложению.

Возложить на Министерство малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия) функции заказчика и координатора Программы, ответственного за реализацию мероприятий Программы.

Установить, что уполномоченным агентом финансирования мероприятий Программы является ГУ (Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)(.

Министерству финансов Республики Саха (Якутия) обеспечить поступление средств, предусмотренных в разделе 1100 "Развитие рыночной инфраструктуры" Закона Республики Саха (Якутия) "О Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2002 год", согласно графику финансирования.

Главам администраций улусов и городов рекомендовать ежегодное выделение средств из бюджетов улусов и городов на поддержку и развитие малого предпринимательства в размере до 2% от доходной части бюджетов улусов (городов).

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Э.Б. Березкина.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия) В. ВЛАСОВ

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 23 ноября 2001 года N 618

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЯ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2002-2004 ГОДЫ



П А С П О Р Т

Республиканской целевой программы поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2002-2004 годы

Закон РФ от 14.06.95 N 88-ФЗ "О Государственной поддержке малого предпринимательства", Закон РС(Я)
 от 27.05.99 N 98-II \"О малом предпринимательстве в Республике Саха (Якутия)\", постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.03.2001 N 165 "Об основных задачах развития малого предпринимательства и занятости в Республике Саха (Якутия) на 2001 год".

Министерство малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия).

Обеспечение финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства и создание новых рабочих мест.
 Взаимодействие целевых программ, в рамках которых выполняются отдельные мероприятия республиканской целевой программы поддержки малого предпринимательства и развития занятости в РС (Я) на 2002-2004 гг.

Содействие самозанятости для развития предпринимательской активности безработных и незанятого населения.
 Поощрение работодателей, создающих новые рабочие места.

Нормативно - правовая и организационная поддержка малого предпринимательства.
 Информационно - образовательное обеспечение предпринимательства.

, ООО "Саха Сити", ЗАО "Саха Лизинг", ЯСПО "ХОЛБОС", Якутский государственный университет, Технопарк ЯГУ, общественные объединения предпринимателей, объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Общий объем финансирования на 2002 год составляет 140 025 тыс. рублей, из них:
 - 36 725 тыс. рублей;

 средства местных бюджетов - 15 000 тыс. рублей;

 привлеченные средства - 20 000 тыс. рублей.
 На 2003 - 2004 года общая сумма финансирования Программы будет скорректирована при формировании Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и других источников.

Повышение уровня развития малого предпринимательства из расчета: на 1000 человек постоянного населения будет приходиться 4 малых предприятия;

 Увеличится вклад малого предпринимательства в валовый региональный продукт Республики Саха (Якутия)до 6 %;

 Увеличится доля налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от субъектов малого пред-принимательства (до 10% всех налоговых поступлений в республиканский и местный бюджеты).

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

За последние годы предпринимательство зарекомендовало себя как одна из самых динамично развивающихся и жизнеспособных сфер экономики, которая вносит существенный вклад в стабилизацию социально-экономического состояния общества. Сегодня малый и средний бизнес является мощным двигателем экономического прогресса. Место малого предпринимательства в социально-экономической жизни определено объективными экономическими закономерностями.

На 1 января 2001 года в Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО) число учтенных хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики составило 8 205 единиц. Из общего числа хозяйствующих субъектов республики, 32,8% имеют частную форму собственности. На 01.09.2001 в республике всеми видами экономической деятельности было занято 468,5 тыс. человек (90,5%), 49,2 тыс. человек не имели постоянной работы.

В органах службы занятости в качестве безработных официально зарегистрированы 6,0 тыс. человек или 1,2% экономически активного населения.

По состоянию на 1 июля 2001 года число малых предприятий (юридических лиц), действующих на территории Республики Саха (Якутия) составило 2 693 единиц. Уровень развития малого предпринимательства характеризуется числом малых предприятий на 1000 жителей. Сегодня, на тысячу постоянных жителей нашей республики приходится всего 3 малых предприятия, тогда как в России - 6 предприятий.

На территории республики малые предприятия распределены также неравномерно. Наибольшее число малых предприятий зарегистрировано в г. Якутске - 56%, в Алданском округе (20%, в Западном округе - 14% (таблица 1).

Таблица 1

N
 п/п

Территориальные
 округа

Количество предприятий, ед.

Удельный вес,
 в %

Алданский

537

20

Западный

375

14

Приленский

140

5

Янский

113

4,2

Колымо-индигирский

32

1,2

г. Якутск

1496

55,6

По республике

2693

100

Приведенные цифры показывают, что предпринимательство в количественном отношении наиболее развито в промышленных центрах и улусах республики.

С введением Законом РФ от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" новых критериев отнесения предприятий к категории малых изменило суммарный показатель среднесписочной численности, однако тенденция уменьшения абсолютного значения этих показателей сохранилась. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность работников, занятых на малых предприятиях сократилась на 4,1% и составила 22 700 человек.

Сложившаяся отраслевая структура по количеству малых предприятий последние годы практически не меняется. Большая часть приходится на сферу торговли и общественного питания (44,5 % от общего количества), строительство (20%), промышленность (9,8%), сельское хозяйство (8,3%) и транспорт (3%).

Активный рост числа малых предприятий в прошедшие годы наблюдался в сельском хозяйстве (в 1,5 раза), в транспорте (в 1,1 раза), в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении (в 1,13 раза). Значительная часть малых предприятий является многопрофильным, что тоже существенно повышает их устойчивость на рынке.

Интенсивность развития малого предпринимательства демонстрирует показатель доли вклада малых предприятий в ВРП. За первое полугодие 2001 года малыми предприятиями произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на сумму 1 932,8 млн. рублей и составило 4,0 % от общего выпуска продукции, работ, услуг всех отраслей экономики республики, в России - 10%.

Наибольшая часть объема выпущенной продукции и услуг по всем видам деятельности приходится на г. Якутск - 46,1%; Нерюнгринский улус - 14,7%; Мирнинский улус - 8,0 %, Алданский улус - 8,4%.

Основной объем произведенной продукции получен в результате деятельности строительных, торговых и промышленных малых предприятий. Силами малых предприятий производится колбасных изделий - 29,2% от общего объема, мясных полуфабрикатов - 10,9%, швейных изделий - 15%.

К субъектам малого предпринимательства, кроме малых предприятий, относятся и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица - индивидуальные предприниматели. На 1.01.2001 в органах государственной статистики зарегистрировано свыше 18 тыс. индивидуальных предпринимателей. Но по данным Управления РФ по налогам и сборам по Республике Саха (Якутия) налогоплательщиками являются около 27 тыс. индивидуальных предпринимателей, в том числе 2 412 глав крестьянских хозяйств.

Динамика развития предпринимательства за последние 5 лет показывает, что число индивидуальных предпринимателей возросло примерно в 1,5 раза. Для индивидуальных предпринимателей характерна резкая дифференциация как в объемах реализации товаров, так и в доходах. Максимальное значение выручки от реализации товаров за 6 месяцев составляет до14 млн. рублей, минимальное - 0,6 тыс. рублей.

Характерной чертой малого предпринимательства является привлечение работников на условиях совместительства, договоров подряда и других договоров гражданско-правового характера. Наибольшее число работников, нанятых одним индивидуальным предпринимателем - 60 человек, наименьшее - 1 человек.

Общая численность работающих в сфере малого бизнеса составляет, по экспертным оценкам, свыше 67 тыс. человек (14,3% от числа работающих). В европейских странах на малых предприятиях занято около 70% общего числа работающих, в целом по России около 17%.

В целях активизации государственной политики развития предпринимательства необходимо предпринять меры по преобразованию нормативно-правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства должно стимулировать рост предпринимательской активности. Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся возможностей, в том числе субъектами малого предпринимательства.

В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная за последние годы с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства. Система финансово-кредитного обеспечения субъектов малого предпринимательства на данный момент включает в себя 31 улусных фондов. Создание и укрепление системы фондов поддержки малого предпринимательства на всех уровнях призвано повысить стабильность и управляемость системы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечить выработку и проведение долговременной и последовательной государственной политики по финансированию развития малого предпринимательства.

Осуществляется инициативное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат. Координация усилий этих структур и их совместное участие позволили бы эффективнее проводить государственный курс поддержки малого предпринимательства.

Одним из основных инструментов реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства является Республиканская целевая программа поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2002 - 2004 годы (далее по тексту ( Программа). Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", но и необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.

Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства и поддержке основных целевых групп малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся к настоящему моменту опыт предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на федеральном уровне на средне- и долгосрочную перспективу.

2. Основные цели и задачи Программы

Направления решения поставленных задач

Настоящая Программа направлена на формирование стабильной и устойчивой среды малого предпринимательства на территории Республики Саха (Якутия) через совершенствование системы государственной поддержки на всех уровнях, обеспечение равных прав для реализации предпринимательских проектов.

Программа предусматривает перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства, которые служат удовлетворению первоочередных нужд населения, используют в основном местные ресурсы, включая сырьевые и трудовые, имеют положительные социальные последствия для жителей.

В настоящей Программе выделено 5 разделов:

Нормативно - правовая и организационная поддержка малого предпринимательства.

Содействие дальнейшему развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Финансово-кредитная и имущественная поддержка малого предпринимательства.

Информационно - образовательное обеспечение предпринимательства.

Научно-аналитическое и статистическое обследование субъектов малого предпринимательства.

Данная структура направлений обеспечивает преемственность развития системы государственной поддержки в интересах малого бизнеса, его субъектов, причем в каждом направлении предусматриваются свои цели, ставятся свои задачи и реализуются свои программные мероприятия по их решению.

Раздел 1 включает в себя доработку проектов нормативно-правовых актов, незавершенную в период реализации Программы поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2000-2001 годы, разработку законопроектов, направленных на совершенствование самоорганизации субъектов малого предпринимательства; разработку изменений и дополнений в нормы действующего законодательства, тормозящие развитие предпринимательства.

Раздел 2. В рамках направления будут реализованы мероприятия по развитию инфраструктуры малого предпринимательства, а именно государственных и других специализированных институтов, формирующих условия для создания цивилизованных рыночных отношений и непосредственно обеспечивающих условия для интенсивного роста малого предпринимательства путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых и других услуг. Будет оказана поддержка создаваемым и действующим улусным фондам поддержки малого предпринимательства.

Предусмотрены мероприятия, содействующие выставочно-ярмарочной деятельности для продвижения продукции малых предприятий на внешний рынок.

Раздел 3. В рамках этого направления будут осуществлены мероприятия по развитию кредитно-финансовых механизмов микрокредитования, гарантирования займов в коммерческих банках, финансового лизинга, страховой деятельности, обществ взаимного кредитования, а так же по созданию межрегиональных и региональных гарантийных систем.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»