Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения
(в хозяйствах всех категорий, кг.) в 2003 году
картофеля | Овощей (включая овощи закрытого грунта) | Мяса | Молока | |
Абыйский | 8,3 | 6,8 | 59,4 | 157,0 |
Аллаиховский | - | 0,3 | 3,5 | 7,6 |
Анабарский | - | - | 6,8 | - |
Булунский | - | - | 21,5 | 10,8 |
Верхнеколымский | 40,5 | 22,0 | 27,1 | 115,2 |
Верхоянский | 7,1 | 10,9 | 84,3 | 374,4 |
Жиганский | 4,7 | 4,4 | 16,0 | 29,1 |
Момский | 10,0 | 7,4 | 54,7 | 165,1 |
Нижнеколымский | - | 2,4 | 7,2 | 10,3 |
Оленекский | - | - | 6,8 | 21,5 |
Среднеколымский | 1,7 | 5,4 | 33,7 | 237,2 |
Усть-Янский | - | - | 8,7 | 200,1 |
Эвено-Бытантайский | - | - | 83,6 | 190,4 |
Оймяконский | 2,3 | 16,2 | 29,6 | 120,6 |
Кобяйский | 109,3 | 46,1 | 67,2 | 310,9 |
Томпонский | 82,3 | 113,8 | 14,6 | 200,1 |
Всего по северным улусам | ||||
Всего по РС(Я) | 69,1 | 39,5 | 39,2 | 198,8 |
Источник: Территориальный орган Федеральной службы Госстатистики по РС(Я)
1.3. Определение потребности арктических и северных улусов
в потребительских товарах
Проблемы обеспечения потребительскими товарами северных и арктических улусов имеют высокую социальную значимость. При определении и формировании параметров жизненного уровня населения меры государственного регулирования и государственной поддержки следует рассматривать с точки зрения потребностей населения и в разрезе формирования и использования ресурсов потребительских благ, распределения и динамики доходов населения и потребительских цен. Расчет потребностей завоза продукции по улусам необходимо проводить с учетом изменившейся численности населения, его расселения и половозрастной структуры, утвержденных нормативов потребления продуктов питания по группам населения.
Прогноз потребности арктических и северных районов (улусов) на 2005-2010 гг. в потребительских товарах основан на данных о прогнозной численности населения арктических и северных районов (улусов) и на Законе "О потребительской корзине в Республики Саха (Якутия)". Демографический прогноз разработан с применением компонентного метода, при котором динамика будущей численности и структуры населения определяется на основе сценариев изменения ее главных компонентов - рождаемости, смертности и миграции, а также параметров возрастной структуры населения.
Прогнозная гипотеза, положенная в основу расчетов, предполагает улучшение социально-экономической ситуации в республике, что скажется на сокращении миграционного оттока за ее пределы, а начиная с 2010 г. ожидается небольшое превышение числа прибывающих на территорию республики над выбывающими за ее пределы. При этом во внутриреспубликанских передвижениях населения по направлению "село - город" предполагается сохранение отрицательного сальдо из сельской местности в силу более высоких показателей естественного прироста сельчан и желаний сельских жителей получить образование, найти работу и улучшить свои социально-экономические условия жизни в городской местности республики. Соответственно сальдо миграции городской местности во внутриреспубликанском миграционном обмене будет положительным
Изменения показателей рождаемости в прогнозных расчетах учитываются через возрастные интенсивности рождаемости, обобщающей характеристикой которых выступает суммарный коэффициент рождаемости населения, изменяющийся по улусам республики. Его величина варьирует от 1,4 до 2,6 рождений в расчете на 1 женщину.
Компонент смертности представлен через показатели повозрастных вероятностей дожития. Интегральной оценкой уровня смертности населения выступает показатель средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни, соответствующий в среднем для мужчин 60 лет и для женщин около 70 лет. Прогноз численности населения по отдельным населенным пунктам (приложение N 2) рассчитан исходя из удельного веса данного населения, определенного по Переписи населения 2002 г., в прогнозной численности населения улуса.
Нормы потребления приняты на основе действующего Закона РС(Я) от 15.06.2002 18-з N 367-II "О потребительской корзине в Республике Саха (Якутия)".
Методика расчета прожиточного минимума предназначена для исчисления величины прожиточного минимума в целом и по зонам Республики Саха (Якутия) как стоимостная оценка минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. По расчету величины прожиточного минимума арктические и северные улусы РС(Я) относятся к первой зоне. Эта зона характеризуется наибольшей степенью воздействия негативных природных факторов, влияющих на особенности потребления населения.
На первом этапе произведен расчет объёма продовольствия, которое необходимо для обеспечения населения арктических и северных улусов по нормам и ассортименту, согласно методике РС(Я). Общая потребность в продуктах питания для основных социально-демографических групп населения по минимальному набору рассчитана на 2005-2010 гг. в приложении N 3. В расчетах базовым является перечень жизненно важных продуктов питания, в объёме, предусматривающем минимальные физиологические потребности населения.
На втором этапе произведен расчет объёма непродовольственных товаров индивидуального пользования, необходимых для обеспечения населения арктических и северных улусов по нормам и ассортименту согласно методике расчета прожиточного минимума в РС(Я). Потребность в непродовольственных товарах для основных социально-демографических групп населения по минимальному набору рассчитана в целом по Республики Саха (Якутия) и в разрезе улусов на 2005-2010 гг.. Потребность в завозной продукции сонгласно продбаланса республики Саха (Якутия) показана в приложениях N 4 и 5.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы реализации
Повышение уровня жизни населения и удовлетворение потребностей всех жителей республики в потребительских благах и услугах являются основополагающими требованиями при формировании социально-экономической политики республики, что предполагает проведение мер государственного регулирования и государственной поддержки.
Государственная поддержка обеспечения населения и учреждений социальной сферы товарами народного потребления должна осуществляться на следующих принципах:
согласованность и координация действий агентов потребительского рынка, ответственных за обеспечение поставки, транспортировку товаров в улусы, относящиеся к северным и арктическим;
целевое программное финансирование мер государственной поддержки;
усиление контроля и повышение ответственности за реализацию мероприятий по завозу товаров народного потребления;
надежное и устойчивое обеспечение населения и учреждений социальной сферы северных и арктических улусов;
государственная поддержка развития северных территорий;
сочетание федеральных, республиканских и муниципальных финансовых средств;
рациональное разделение функций и ответственности республиканских и муниципальных органов, финансовое обеспечение выполняемых ими функций;
обеспечение дифференцированного подхода к финансированию и организации механизма завоза в северные и арктические улусы.