Недействующий

О республиканской целевой программе "Государственная поддержка обеспечения населения и учреждений социальной сферы арктических и северных районов (улусов) Республики Саха (Якутия) потребительскими товарами" на 2006-2010 годы

Таблица 1.2.5

Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения


(в хозяйствах всех категорий, кг.) в 2003 году

картофеля

Овощей (включая овощи закрытого грунта)

Мяса
 (в живом весе)

Молока

Абыйский

8,3

6,8

59,4

157,0

Аллаиховский

-

0,3

3,5

7,6

Анабарский

-

-

6,8

-

Булунский

-

-

21,5

10,8

Верхнеколымский

40,5

22,0

27,1

115,2

Верхоянский

7,1

10,9

84,3

374,4

Жиганский

4,7

4,4

16,0

29,1

Момский

10,0

7,4

54,7

165,1

Нижнеколымский

-

2,4

7,2

10,3

Оленекский

-

-

6,8

21,5

Среднеколымский

1,7

5,4

33,7

237,2

Усть-Янский

-

-

8,7

200,1

Эвено-Бытантайский

-

-

83,6

190,4

Оймяконский

2,3

16,2

29,6

120,6

Кобяйский

109,3

46,1

67,2

310,9

Томпонский

82,3

113,8

14,6

200,1

Всего по северным улусам

Всего по РС(Я)

69,1

39,5

39,2

198,8

Источник: Территориальный орган Федеральной службы Госстатистики по РС(Я)

1.3. Определение потребности арктических и северных улусов

в потребительских товарах

Проблемы обеспечения потребительскими товарами северных и арктических улусов имеют высокую социальную значимость. При определении и формировании параметров жизненного уровня населения меры государственного регулирования и государственной поддержки следует рассматривать с точки зрения потребностей населения и в разрезе формирования и использования ресурсов потребительских благ, распределения и динамики доходов населения и потребительских цен. Расчет потребностей завоза продукции по улусам необходимо проводить с учетом изменившейся численности населения, его расселения и половозрастной структуры, утвержденных нормативов потребления продуктов питания по группам населения.

Прогноз потребности арктических и северных районов (улусов) на 2005-2010 гг. в потребительских товарах основан на данных о прогнозной численности населения арктических и северных районов (улусов) и на Законе "О потребительской корзине в Республики Саха (Якутия)". Демографический прогноз разработан с применением компонентного метода, при котором динамика будущей численности и структуры населения определяется на основе сценариев изменения ее главных компонентов - рождаемости, смертности и миграции, а также параметров возрастной структуры населения.

Прогнозная гипотеза, положенная в основу расчетов, предполагает улучшение социально-экономической ситуации в республике, что скажется на сокращении миграционного оттока за ее пределы, а начиная с 2010 г. ожидается небольшое превышение числа прибывающих на территорию республики над выбывающими за ее пределы. При этом во внутриреспубликанских передвижениях населения по направлению "село - город" предполагается сохранение отрицательного сальдо из сельской местности в силу более высоких показателей естественного прироста сельчан и желаний сельских жителей получить образование, найти работу и улучшить свои социально-экономические условия жизни в городской местности республики. Соответственно сальдо миграции городской местности во внутриреспубликанском миграционном обмене будет положительным

Изменения показателей рождаемости в прогнозных расчетах учитываются через возрастные интенсивности рождаемости, обобщающей характеристикой которых выступает суммарный коэффициент рождаемости населения, изменяющийся по улусам республики. Его величина варьирует от 1,4 до 2,6 рождений в расчете на 1 женщину.

Компонент смертности представлен через показатели повозрастных вероятностей дожития. Интегральной оценкой уровня смертности населения выступает показатель средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни, соответствующий в среднем для мужчин 60 лет и для женщин около 70 лет. Прогноз численности населения по отдельным населенным пунктам (приложение N 2) рассчитан исходя из удельного веса данного населения, определенного по Переписи населения 2002 г., в прогнозной численности населения улуса.

Нормы потребления приняты на основе действующего Закона РС(Я) от 15.06.2002 18-з N 367-II "О потребительской корзине в Республике Саха (Якутия)".

Методика расчета прожиточного минимума предназначена для исчисления величины прожиточного минимума в целом и по зонам Республики Саха (Якутия) как стоимостная оценка минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. По расчету величины прожиточного минимума арктические и северные улусы РС(Я) относятся к первой зоне. Эта зона характеризуется наибольшей степенью воздействия негативных природных факторов, влияющих на особенности потребления населения.

На первом этапе произведен расчет объёма продовольствия, которое необходимо для обеспечения населения арктических и северных улусов по нормам и ассортименту, согласно методике РС(Я). Общая потребность в продуктах питания для основных социально-демографических групп населения по минимальному набору рассчитана на 2005-2010 гг. в приложении N 3. В расчетах базовым является перечень жизненно важных продуктов питания, в объёме, предусматривающем минимальные физиологические потребности населения.

На втором этапе произведен расчет объёма непродовольственных товаров индивидуального пользования, необходимых для обеспечения населения арктических и северных улусов по нормам и ассортименту согласно методике расчета прожиточного минимума в РС(Я). Потребность в непродовольственных товарах для основных социально-демографических групп населения по минимальному набору рассчитана в целом по Республики Саха (Якутия) и в разрезе улусов на 2005-2010 гг.. Потребность в завозной продукции сонгласно продбаланса республики Саха (Якутия) показана в приложениях N 4 и 5.

2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы реализации

Повышение уровня жизни населения и удовлетворение потребностей всех жителей республики в потребительских благах и услугах являются основополагающими требованиями при формировании социально-экономической политики республики, что предполагает проведение мер государственного регулирования и государственной поддержки.

Государственная поддержка обеспечения населения и учреждений социальной сферы товарами народного потребления должна осуществляться на следующих принципах:

согласованность и координация действий агентов потребительского рынка, ответственных за обеспечение поставки, транспортировку товаров в улусы, относящиеся к северным и арктическим;

целевое программное финансирование мер государственной поддержки;

усиление контроля и повышение ответственности за реализацию мероприятий по завозу товаров народного потребления;

надежное и устойчивое обеспечение населения и учреждений социальной сферы северных и арктических улусов;

государственная поддержка развития северных территорий;

сочетание федеральных, республиканских и муниципальных финансовых средств;

рациональное разделение функций и ответственности республиканских и муниципальных органов, финансовое обеспечение выполняемых ими функций;

обеспечение дифференцированного подхода к финансированию и организации механизма завоза в северные и арктические улусы.