Недействующий

О республиканской целевой программе "Государственная поддержка обеспечения населения и учреждений социальной сферы арктических и северных районов (улусов) Республики Саха (Якутия) потребительскими товарами" на 2006-2010 годы

Таблица 3.3.2

Средние коэффициенты увеличения транспортных расходов по группам муниципальных образований


Муниципальные образования

Транспортные расходы, руб./тонн

Коэффициент удорожани я перевозки (от минимального значения)

Булунский

3412

3,85

Жиганский

3034

3,43

Кобяйский

2856

3,23

Томпонский

2985

3,37

Среднее

3072

3,47

Абыйский

5653

6,39

Аллаиховский

5358

6,05

Анабарский

5328

6,02

Верхоянский

5326

6,02

Среднее

5416

6,12

Момский

6031

6,81

Нижнеколымский

5775

6,53

Среднеколымский

6148

6,95

Усть-Янский

6097

6,89

Среднее

6013

6,79

Верхнеколымский

6393

7,22

Оймяконский

6224

7,03

Оленекский

7071

7,99

Эвено-Бытантайский

6515

7,36

Среднее

6551

7,40

Общее среднее

5263

5,95

При существующей на сегодня транспортной схеме наиболее дешевым является доставка грузов речным и железнодорожным транспортом. Но сроки закрытия водных навигаций и открытия автозимников не совпадают. Авиационный транспорт также подвержен сезонности из-за непригодности взлетно-посадочных площадок в период весеннего половодья и осенней распутицы. Несовпадение сроков навигаций и сроков работы автозимников, большие расстояния перевозок и длительное пребывание грузов в пути с перевалками повышают расходы по завозу грузов (провоз, хранение, грузовые работы и т.д.) в Республику Саха (Якутия). Ежегодный завоз товаров, как минимум, с запасом на 18 месяцев, а по отдельным арктическим улусам - до нескольких лет, объективно обусловлен сезонностью функционирования главных транспортных артерий, длительным циклом товарного обращения. Необходимость преодолевать большие расстояния в сочетании с сезонным характером перевозок и многочисленными перевалками способствует тому, что грузы находятся в пути от поставщиков за пределами республики до потребителей в РС(Я) от 160 до 420 суток, а для Эвено-Бытантайского улуса достигают до 533 суток. (Табл.3.3.22).

Содержание межсезонных запасов и в связи с этим низкая оборачиваемость материальных и финансовых ресурсов требуют соответствующего денежного обеспечения и замораживания в товаре значительных денежных средств. Немаловажным фактом является то, что условия завоза требуют финансового обеспечения в первом полугодии 60-70 % от общей годовой потребности, так как многие поставщики и перевозчики работают по предоплате. В условиях замедленной оборачиваемости материальных и финансовых ресурсов завоз грузов может осуществляться только на условиях привлечения заемных средств на срок не менее 1,5 лет. Новые экономические условия диктуют необходимость нетрадиционного подхода к организации завоза грузов в районы Крайнего Севера. На первый план выдвигается задача снижения кредитоемкости завоза, повышения оборачиваемости материальных и финансовых ресурсов. При этом использовать более рациональные схемы завоза продукции (товаров) с целью удешевления транспортных расходов и быстрой доставки груза.

Рынок потребительских товаров арктических улусов формируется в основном за счет внешних связей. Срывы в кредитно-финансовой системе, изменение транспортно-экономических связей, безнаказанное нарушение дисциплины поставок приводят к опозданию концентрации грузов в портах отправления и задержке выхода на трассы судов на 30 и более суток. При этом навигационный период в районе порта Тикси длится всего 70-90 суток. Поэтому одним из основных условий во взаимодействии всех видов транспорта является взаимосогласованность, а также соблюдение четкой организации работы всех служб (навигационной, информационной, финансовой, перевозочной) в короткий период функционирования транспортных сетей с целью полного удовлетворения потребностей в доставке грузов с минимальными издержками.

Нарушение платежной дисциплины за выполненные услуги по перевозке грузов, наблюдаемое практически на всех видах транспорта, не позволяет транспортным предприятиям своевременно рассчитываться за топливо, погашать задолженности по налогам и выплате заработной платы, утяжеляя финансовое состояние транспортников штрафными санкциями, пенями, нарушая стабилизацию производственных процессов, не способствует привлекательности выполнения государственного заказа.

Учитывая присущие арктическому району сложность всего транспортного процесса и экстремальные природные условия, роль государственного регулирования здесь должна быть весьма существенна. Поэтому основной задачей является создание в новых экономических условиях четкого механизма обеспечения завоза грузов.

Объемы завоза народнохозяйственных грузов в арктические улусы в период 1998-2002 гг. показаны в табл.3.3.3.