Недействующий

О республиканской целевой программе "Государственная поддержка обеспечения населения и учреждений социальной сферы арктических и северных районов (улусов) Республики Саха (Якутия) потребительскими товарами" на 2006-2010 годы

Таблица 3.3.3

Объемы завоза грузов в Арктические улусы (среднегодовые)

тыс. т.

Улусы

Объемы завоза

нефтепродукты
 (с сырой нефтью)

уголь

ТНП

ПТН

1. Абыйский

9.0

11.0

2.0

1.0

2. Аллаиховский

15.0

-

3.0

1.5

3. Анабарский

18.0

-

4.0

1.5

4. Булунский

48.0

-

7.0

5.0

5. Верхоянский

24.0

60.0

3.0

3.0

6. Жиганский

13.0

10.0

2.0

1.5

7. Момский

8.0

5.0

2.0

1.0

8. Нижнеколымский

31.0

17.0

5.0

1.5

9. Оленекский

5.0

-

1.0

0.5

10. Среднеколымский

11.0

26.0

1.0

1.5

11.Усть-Янский

83.0

88.0

12.0

7.0

12. Эвено-Бытантайский

3.0

-

1.0

0.5

13. Верхнеколымский

18.0

-

1.0

0.4

14. Томпонский

34.0

72.0

1.0

1.0

15. Кобяйский

21.0

18.0

1.0

1.5

16. Оймяконский

19.0

9.0

1.0

0.8

ИТОГО

360.0

316.0

47.0

25.5

Основной объем потребительских товаров в арктические улусы поступает из Западной и Восточной Сибири, Европейской части России, а также Дальнего Востока. Поэтому основная часть грузов следует в порт Осетрово, где происходит накопление, далее по реке Лене, затем на реки Оленек, Анабар, Яну, Индигирку и Колыму. В современных условиях объемы завоза грузов в арктические улусы по Северному морскому пути ограничиваются не только природными условиями и недостатком технических средств, но и высокой их стоимостью. С 1998 г. завоз продовольствия в Арктику по СМП прекращен из-за снижения объёмов и изменения схемы завоза, он идёт через Осетрово по реке Лена. Для группы северо-западных улусов вплоть до Саскылаха периодически осуществляется завоз грузов по автозимнику Удачный-Саскылах. Небольшая часть грузов для группы Колымских улусов перевозится по Магаданскому направлению (от морпорта Магадан автотранспортом до Сеймчана с перегрузкой на суда Колымской судоходной компании).

Частично снять напряжение с завозом грузов поможет завершение строительства железной дороги до г. Якутска. Имитирование ситуации примерно 2010 г. с гипотетическим вариантом организации круглогодичных транспортно-экономических связей республики при доведении железной дороги до г. Якутска показывает, что арктические улусы по-прежнему остаются в зоне дискомфортности в силу очагового развития и наличия сезонных участков транспортировки, а также высоких транспортных, кредитных и складских затрат. В этом случае наряду с водными и автомобильными перевозками возможна организация воздушных перевозок в улусы с целью обеспечения регулярной круглогодичной доставки товаров народного потребления.

Вместе с тем, доставка товаров до пунктов складирования - не означает полную доставку. Достаточно высокими остаются затраты по внутриулусным перевозкам. (Табл. 3.3.4). Фактическая стоимость внутриулусных перевозок зависит от ряда факторов: от договорной цены доставки грузов, дальности расстояний перевозки, количества населенных пунктов конкретного муниципального образования, куда доставляются грузы. В таблице 3.3.4. расчеты стоимости внутриулусных перевозок продовольственных товаров (рублей за 1 тонн./км) произведены на основе тарифов, утвержденных Государственным комитетом цен -Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия) в 2004 году. По результатам расчетов максимальная стоимость внутриулусной доставки продовольственных товаров автотранспортом до наслегов складывается в Эвено-Бытантайском муниципальном образовании (2418 руб./тонн) и Себян-Кюеле Кобяйского (2263 руб./ тонн), минимальная - от 469-582 руб./тонн в Верхнеколымском, Жиганском и Момском муниципальных образованиях. Сводные расчеты по транспортным расходам приведены в табл. 3.3.5. Расчет внутриулусных перевозок показан в табл. 3.3.6. - 3.3.21.