Объемы завоза грузов в Арктические улусы (среднегодовые)
тыс. т.
Улусы | Объемы завоза | |||
нефтепродукты | уголь | ТНП | ПТН | |
1. Абыйский | 9.0 | 11.0 | 2.0 | 1.0 |
2. Аллаиховский | 15.0 | - | 3.0 | 1.5 |
3. Анабарский | 18.0 | - | 4.0 | 1.5 |
4. Булунский | 48.0 | - | 7.0 | 5.0 |
5. Верхоянский | 24.0 | 60.0 | 3.0 | 3.0 |
6. Жиганский | 13.0 | 10.0 | 2.0 | 1.5 |
7. Момский | 8.0 | 5.0 | 2.0 | 1.0 |
8. Нижнеколымский | 31.0 | 17.0 | 5.0 | 1.5 |
9. Оленекский | 5.0 | - | 1.0 | 0.5 |
10. Среднеколымский | 11.0 | 26.0 | 1.0 | 1.5 |
11.Усть-Янский | 83.0 | 88.0 | 12.0 | 7.0 |
12. Эвено-Бытантайский | 3.0 | - | 1.0 | 0.5 |
13. Верхнеколымский | 18.0 | - | 1.0 | 0.4 |
14. Томпонский | 34.0 | 72.0 | 1.0 | 1.0 |
15. Кобяйский | 21.0 | 18.0 | 1.0 | 1.5 |
16. Оймяконский | 19.0 | 9.0 | 1.0 | 0.8 |
ИТОГО | 360.0 | 316.0 | 47.0 | 25.5 |
Основной объем потребительских товаров в арктические улусы поступает из Западной и Восточной Сибири, Европейской части России, а также Дальнего Востока. Поэтому основная часть грузов следует в порт Осетрово, где происходит накопление, далее по реке Лене, затем на реки Оленек, Анабар, Яну, Индигирку и Колыму. В современных условиях объемы завоза грузов в арктические улусы по Северному морскому пути ограничиваются не только природными условиями и недостатком технических средств, но и высокой их стоимостью. С 1998 г. завоз продовольствия в Арктику по СМП прекращен из-за снижения объёмов и изменения схемы завоза, он идёт через Осетрово по реке Лена. Для группы северо-западных улусов вплоть до Саскылаха периодически осуществляется завоз грузов по автозимнику Удачный-Саскылах. Небольшая часть грузов для группы Колымских улусов перевозится по Магаданскому направлению (от морпорта Магадан автотранспортом до Сеймчана с перегрузкой на суда Колымской судоходной компании).
Частично снять напряжение с завозом грузов поможет завершение строительства железной дороги до г. Якутска. Имитирование ситуации примерно 2010 г. с гипотетическим вариантом организации круглогодичных транспортно-экономических связей республики при доведении железной дороги до г. Якутска показывает, что арктические улусы по-прежнему остаются в зоне дискомфортности в силу очагового развития и наличия сезонных участков транспортировки, а также высоких транспортных, кредитных и складских затрат. В этом случае наряду с водными и автомобильными перевозками возможна организация воздушных перевозок в улусы с целью обеспечения регулярной круглогодичной доставки товаров народного потребления.
Вместе с тем, доставка товаров до пунктов складирования - не означает полную доставку. Достаточно высокими остаются затраты по внутриулусным перевозкам. (Табл. 3.3.4). Фактическая стоимость внутриулусных перевозок зависит от ряда факторов: от договорной цены доставки грузов, дальности расстояний перевозки, количества населенных пунктов конкретного муниципального образования, куда доставляются грузы. В таблице 3.3.4. расчеты стоимости внутриулусных перевозок продовольственных товаров (рублей за 1 тонн./км) произведены на основе тарифов, утвержденных Государственным комитетом цен -Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия) в 2004 году. По результатам расчетов максимальная стоимость внутриулусной доставки продовольственных товаров автотранспортом до наслегов складывается в Эвено-Бытантайском муниципальном образовании (2418 руб./тонн) и Себян-Кюеле Кобяйского (2263 руб./ тонн), минимальная - от 469-582 руб./тонн в Верхнеколымском, Жиганском и Момском муниципальных образованиях. Сводные расчеты по транспортным расходам приведены в табл. 3.3.5. Расчет внутриулусных перевозок показан в табл. 3.3.6. - 3.3.21.