ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2005 года N 611
О республиканской целевой программе "Государственная поддержка обеспечения населения и учреждений социальной сферы арктических и северных районов (улусов) Республики Саха (Якутия) потребительскими товарами" на 2006-2010 годы.
УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 08.06.2007 N 241
В целях комплексного решения проблем по обеспечению населения и учреждений социальной сферы арктических и северных районов (улусов) Республики Саха (Якутия) потребительскими товарами, создания эффективного механизма обеспечения населения и насыщения потребительского рынка Арктики Правительство Республики Саха (Якутия)
постановляет:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Государственная поддержка обеспечения населения и учреждений социальной сферы арктических и северных районов (улусов) Республики Саха (Якутия) потребительскими товарами" на 2006-2010 годы (далее - Программа).
2. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Ефимов В.П.) и Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Николаев А.С.), начиная с 2006 года включать Программу в перечень республиканских целевых Программ, подлежащих финансированию за счет республиканского бюджета.
3. Администрациям муниципальных образований, относящимся к арктическим и северным районам (улусам) Республики Саха (Якутия), предусмотреть финансирование республиканской целевой программы из средств местных бюджетов.
4. Установить, что в ходе реализации Программы мероприятия Программы и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей республиканского и местного бюджетов.
5. Возложить на Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам (Федоров Р.И.) полномочия государственного органа, осуществляющего контроль за реализацией и исполнением республиканской целевой программы.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.Н. Алексеева.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е. БОРИСОВ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Государственная поддержка обеспечения населения и учреждений социальной сферы арктических и северных районов (улусов) Республики Саха (Якутия) потребительскими товарами" на 2006-2010 годы
Содержание:
Паспорт Программы.......................... .....6
Введение............................................8
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными
методами......................................9
Состояние и проблемы развития потребительского рынка арктических
и северных районов (улусов) Республики Саха (Якутия)............10
1.1. Анализ современного состояния потребительского рынка арктических
и северных районов Республики Саха (Якутия)...............10
Уровень обеспеченности рынка арктических и северных
районов (улусов) потребительскими товарами местного производства......14
1.3. Определение потребности арктических и северных районов (улусов)
в завозных потребительских товарах.....................19
Цели и задачи Программы.........................21
Основные направления государственного регулирования
формирования потребительского рынка в арктических и северных
районах (улусах) Республики Саха (Якутия)................23
3.1. Анализ состояния действующей товаропроводящей сети..........26
3.2. Транспортное обеспечение арктических районов (улусов) потребительскими
товарами ................................31
3.3. Оптимизация товаропроводящей сети..................35
Нормативно-правовая база.......................66
Научно-исследовательское обеспечение...................69
Ресурсное обеспечение Программы.....................69
Механизм реализации...........................73
Организация управления Программой и контроля
за ходом ее реализации...............................75
Оценка эффективности Программы.....................76
Прогноз показателей индикаторов эффективности
мероприятий Программы.........................77
Приложения................................
Приложение N 1 "Объемы и источники финансирования Программы (в ценах 2005 года)"
Приложение N 2 "Прогнозная численность постоянного населения Республики Саха (Якутия)".
Приложение N 3 "Сводный прогноз потребностей в продовольственных товарах".
Приложение N 4 "Продбаланс арктических улусов с учетом завоза (свод)".
Приложение N 5 "Продбаланс арктических улусов с учетом завоза".
Приложение N 6 "Расчет стоимости компьютерного оборудования и программного обеспечения".
Приложение N 7 "Расчет финансовых затрат на укрепление материально-технической базы предприятий торговли арктических и северных улусов Республики Саха (Якутия) в ценах 2005 года".
Приложение N 8 "Расчет потребности ГУП РС(Я) ЯГОТ в оборотных средствах".
Приложение N 9 "Расчет расходов по аренде земли торговых предприятий арктических и северных улусов РС(Я) в ценах 2005 года".
Приложение N 10 "Расчет налоговых льгот предприятиям торговли арктических и северных улусов РС(Я)".
Приложение N 11 "Расчет затрат по формированию имущественного комплекса оптово-розничной сети для проведения мероприятий Программы".
Приложение N 12 "Расчет финансовых средств на возмещение транспортных расходов".
Приложение N 13 "Расчет стоимости планируемых перевозок авиатранспортом в арктические и северные улусы".
Приложение N 14 "Расчет затрат на замену устаревшего технологического оборудования".
Приложение N 15 "Описание системы безналичных расчетов по персональным штрих-кодам".
Приложение N 16 "Механизм реализации Программы".
Приложение N 17 "Номенклатура продовольственных и непродовольственных товаров для государственных нужд в рамках действия Программы".
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Республиканская целевая Программа "Государственная поддержка обеспечения населения и учреждений социальной сферы арктических и северных районов (улусов) Республики Саха (Якутия) потребительскими товарами" на 2006-2010 годы |
Основание разработки Программы, наименование, номер и дата принятия решения о разработке | -Протокол совещания при Президенте РС(Я) от 21 апреля |
Заказчик Программы | Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам |
Ответственные | Госкомитет РС(Я) по торговле и МТР |
Основные разработчики Программы | Межведомственная рабочая группа по разработке Программы |
Цели и задачи Программы | Целями Программы являются гарантированное и полное обеспечение потребительскими товарами населения и учреждений социальной сферы северных и арктических улусов республики, социальная поддержка населения, создание и поддержание благоприятной среды для здоровой конкуренции между торговыми предприятиями всех видов собственности и индивидуальными предпринимателями, путем создания единой целостной системы государственной поддержки. |
Сроки и этапы реализации Программы | I этап: 2006-2008 годы |
Перечень основных программных мероприятий | - укрепление материально-технической базы; |
Объем и источники финансирования | Общий объем финансирования программы на 2006-2010 года-1002,1 млн.руб. в т.ч. |
Основные ожидаемые результаты Программы | -гарантированное удовлетворение потребностей населения и учреждений социальной сферы арктических и северных улусов потребительскими товарами; |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы | -динамика розничного товарооборота на душу населения; |
Система организации контроля за исполнением Программы | Общим координатором реализации Программы является Министерство экономического развития РС(Я) |
Введение
Внедрение рыночных отношений в Российской Федерации привело к разбалансированности товарного обеспечения населения северных регионов. Процессы приватизации предприятий торговли и транспорта и децентрализация системы управления предприятиями торговли, ликвидация специализированных структур по обеспечению северных районов нарушили целостную систему административно-хозяйственного управления обеспечением товаров народного потребления на Севере. В настоящее время отсутствует эффективный механизм поставок товаров народного потребления в условиях ограниченности временного фактора и необходимости государственного целевого покрытия повышенных затрат на транспортировку грузов.
Предприятия торговли и учреждения социальной сферы арктических и северных районов (улусов) функционируют в более сложных условиях, чем аналогичные в других экономических районах Республики Саха (Якутия). Это связано с более суровыми природно-климатическими условиями, удаленностью и транспортной труднодоступностью населенных пунктов. Северные и арктические районы (улусы) Республики Саха (Якутия) отличаются крайне сложной схемой завоза грузов, высокой стоимостью расходов на транспортировку товаров, что в конечном итоге приводит к повышению уровня цен при торговом обеспечении населения и учреждений социальной сферы. К основным факторам, повышающим издержки торговых предприятий в арктических районах (улусах), можно отнести высокие издержки на поддержание и обновление основных фондов, необходимость создания страховых запасов и длительную товарооборачиваемость.
За последние годы в арктических и северных районах (улусах) республики до минимума сведена государственная поддержка обеспечения потребительскими товарами населения и учреждений социальной инфраструктуры. Существуют значительные резервы для оптимизации товаропроводящей сети, которые можно использовать при целевом программном подходе к обеспечению товарами народного потребления с сочетанием интересов федеральных, республиканских, муниципальных органов исполнительной власти. Это особенно актуально при переходе на местное самоуправление. Таким образом, необходимо всемерное внедрение государственного регулирования и государственной поддержки потребительского рынка арктических и северных районов (улусов) Республики Саха (Якутия), как важной части социальной политики государства.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В целях преодоления кризисной ситуации с обеспечением населения и учреждений социальной сферы арктических и северных улусов республики потребительскими товарами и повышения уровня жизни населения, согласно Протокола совещания при Президенте Республики Саха (Якутия) в п. Чокурдах Аллаиховского улуса от 21 апреля 2003 года N 108 была разработана Концепция государственной поддержки обеспечения населения и учреждений социальной сферы арктических и северных улусов Республики Саха (Якутия) потребительскими товарами, утвержденная Экономическим Советом при Правительстве Республики Саха (Якутия) (протокол заседания N 46 от 13 октября 2004 года). В Концепции были определены основные направления государственного регулирования и государственной поддержки в данной области. Экономическим Советом при Правительстве Республики Саха (Якутия) также была поставлена задача разработки настоящей Программы, что прописано также в распоряжении Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 декабря 2004 года N 1411-р "О межведомственной рабочей группе по разработке республиканской целевой Программы государственной поддержки обеспечения населения и учреждений социальной сферы северных и арктических улусов Республики Саха (Якутия) потребительскими товарами".
Как показывает практика, в условиях перехода страны на рыночную модель хозяйствования произошло значительное снижение качества и уровня жизни населения арктических и северных улусов нашей республики. Произошедшее в последние годы разрушение сложившихся хозяйственных и финансово-экономических связей привело к нарастанию кризисных явлений в сфере потребления населения. Проявились и такие негативные последствия стихийного рынка, как безработица, снижение уровня доходов сельского населения. Поэтому необходимо внедрение механизмов государственного регулирования и государственной поддержки обеспечения населения и учреждений социальной сферы потребительскими товарами. Низкие доходы населения привели к снижению потребления относительно дорогих, но необходимых для нормального функционирования организма человека продуктов питания, таких, как фрукты, овощи, сыры, молочная продукция. Господдержка завоза осуществляется в крайне незначительных размерах. Отсутствие механизмов государственной поддержки субъектов обеспечения населения привело к тому, что многие предприятия испытывают значительные финансовые затруднения или находятся на грани банкротства. Малый бизнес не в силах завезти весь ассортимент и объемы тех потребительских товаров, в которых нуждаются люди, проживающие и работающие в наиболее сложных природно-климатических и социально-экономических условиях. Особое значение для обеспечения населения имеет наличие оборотных средств предприятий. Их нехватка в силу объективных причин, среди которых можно назвать основными низкую покупательскую способность населения и длительную товарооборачиваемость, приводят к углублению кризиса в сфере товарно-денежного оборота арктических и северных улусов Республики Саха (Якутия).