Производство пищевых продуктов, включая напитки (на 01.01.2010 г.)
Оборот хозяйствующих субъектов | Всего | в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства | доля субъектов малого предпринимательства от общего оборота, % |
Производство пищевых продуктов, включая напитки, млн. руб. | 4317,6 | 2963,3 | 68,6 |
Количество хозяйствующих субъектов, ед. | 160 | 118 | 73,8 |
В этой связи государственное регулирование развития конкуренции на территории Республики Саха (Якутия) должно осуществляться в двух направлениях:
в части формирования конкурентных преимуществ предприятий пищевой промышленности Республики Саха (Якутия) путем модернизации отраслей агропромышленного комплекса республики и совершенствование финансово-кредитных механизмов, ориентированных на создание льготных условий использования субъектами пищевой промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;
в части создания условий для формирования и развития эффективных конкурентных отношений среди субъектов товаропроводящей сети Республики Саха (Якутия).
В целом концентрацию на рынках сельскохозяйственной продукции и готовой продукции пищевой промышленности можно охарактеризовать высокой.
На развитие конкуренции в агропромышленном комплексе Республики Саха (Якутия) значительное влияние оказывают природно-климатические условия территорий. Доминирование животноводства в валовой продукции отрасли на уровне 75% вызвано условиями развития растениеводства в зоне рискованного земледелия на вечной мерзлоте, что обуславливает сравнительно низкую урожайность сельскохозяйственных культур. Ситуация усугубляется мелкоконтурностью сельскохозяйственных угодий и как следствие, низким уровнем концентрации сельскохозяйственного производства. В настоящее время в республике насчитывается 374 сельхозорганизаций, 275 родовых общин, 170 подсобных хозяйств несельскохозяйственных организаций, 4280 крестьянских хозяйств и 87 560 личных подсобных хозяйств населения, имеющих какой-либо вид скота. В среднем на каждого сельскохозяйственного производителя приходится только 18 га сельскохозяйственных угодий (из 1639 тыс. га). В среднем 1 с/х организацией ежегодно производится с/х продукции на 3,5 млн. рублей (19% от общего объема по республике), крестьянским хозяйством - 1,1 млн. рублей (30%), личным подсобным хозяйством - 91 тыс. рублей (51%).
Для стимулирования товарного производства в малых формах хозяйствования создаются с/х потребительские кооперативы - с учетом территориальной удаленности и транспортной недоступности 411 сельских поселений на площади 3 млн. кв. км действуют 192 животноводческих кооператива по сдаче молока, 163 коневодческих, 47 перерабатывающих, 14 снабженческо-сбытовых, 247 кредитных.
Характерная для отрасли сложность прогнозирования объема сельскохозяйственного производства в связи с метеоусловиями обусловливает значительные колебания объемов предложения продукции и цен. Сезонность производства приводит к неравномерной реализации продукции в течение года. Значительная доля скоропортящейся продукции (молоко, мясо, картофель, овощи) требует ее скорейшей реализации, что обостряет конкуренцию в период массового поступления на рынок.
Существует также ряд таких ограничивающих развитие конкуренции в сельском хозяйстве факторов, как растущий диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и ресурсы, используемые в производстве, значительный кассовый разрыв по срокам несения затрат и получения доходов, низкий уровень кредитоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, что обуславливает необходимость оказания прямой государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности ориентировано в основном на производство продукции переработки молока и мяса, производство хлебобулочных изделий (во всех муниципальных районах), очаговое развитие получило производство макаронных изделий, чистой и минеральной воды, водки, пива. Отсутствие крупных поставщиков сельскохозяйственного сырья не позволяет увеличить объем производства потребительских продовольственных товаров до уровня, сопоставимого с объемом производства сельскохозяйственной продукции.
Принимаемых мер, в том числе в рамках Государственной целевой программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы, недостаточно для организации устойчивого предложения продукции местных сельхозтоваропроизводителей, пищевых и перерабатывающих предприятий на крупных рынках сбыта в республике (в городах и крупных районных центрах). При этом одной из основных проблем развития конкуренции на продовольственном рынке республики являются барьеры между локальными рынками из-за отсутствия единой транспортной сети при значительной удаленности основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей от крупных рынков сбыта. Вследствие этого не развиты логистические центры по грузовой переработке, хранению и доставке продукции местных сельхозтоваропроизводителей. Как пример, взаимной удаленности производителей и потребителей можно отметить сезонный характер вывоза продукции растениеводства из центральных районов в арктические и северные районы и обратного ввоза продукции рыболовства, оленеводства и охотничьего хозяйства, что сопряжено со значительными затратами.
Отдельно следует отметить ужесточение надзорных и контролирующих органов в части соответствия сельскохозяйственной продукции и потребительских продовольственных товаров требованиям федерального законодательства, которые во многом избыточны в условиях республики.
Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции, основные барьеры доступа на рынок и деятельности на рынке:
· сложность и сезонность транспортировки;
· неразвитость инфраструктуры рынка сбыта;
· низкая платежеспособность сельского населения;
· транспортная отдаленность от рынков сбыта.
Планируемые мероприятия по повышению конкуренции на рынке продовольственных товаров
Комплекс факторов обуславливает ценовую неконкурентоспособность и низкий уровень доступности местной сельскохозяйственной продукции на внутреннем продовольственном рынке республики. Для преодоления сложившейся ситуации предлагаются следующие меры:
1. Стимулирование создания в городах и районных центрах сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков (в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации").
На уровне Правительства Республики Саха (Якутия) необходимо решить вопросы передачи доли государства в хозяйственных обществах, управляющих рынками, в управление сельскохозяйственным потребительским снабженческо-сбытовым кооперативам.
На уровне муниципальных образований, в том числе с рассмотрением на Совете по местному самоуправлению при Президенте Республики Саха (Якутия) необходимо решить следующие вопросы:
- установление приоритета по выдаче органом местного самоуправления разрешения на право организации рынка юридическим лицам, организующим сельскохозяйственный или сельскохозяйственный кооперативный рынок;
- передача доли муниципальных образований в хозяйственных обществах, а также муниципальных унитарных предприятий, управляющих рынками, в управление сельскохозяйственным потребительским снабженческо-сбытовым кооперативам.
В условиях Крайнего Севера в Порядке должно быть предусмотрено проведение конкурсного отбора в установленном законодательством порядке уполномоченного оператора, предоставляющего комплексный пакет услуг, определяемый по следующим критериям: виду деятельности, наличию рефрижераторного флота, грузового автотранспорта, стационарных складских помещений.