Действующий

О Программе развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы (в новой редакции)

Таблица 3.7

Производство пищевых продуктов, включая напитки (на 01.01.2010 г.)


Оборот хозяйствующих субъектов
 (по хозяйственным видам экономической деятельности)

Всего

в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства

доля субъектов малого предпринимательства от общего оборота, %

Производство пищевых продуктов, включая напитки, млн. руб.

4317,6

2963,3

68,6

Количество хозяйствующих субъектов, ед.

160

118

73,8

В этой связи государственное регулирование развития конкуренции на территории Республики Саха (Якутия) должно осуществляться в двух направлениях:

в части формирования конкурентных преимуществ предприятий пищевой промышленности Республики Саха (Якутия) путем модернизации отраслей агропромышленного комплекса республики и совершенствование финансово-кредитных механизмов, ориентированных на создание льготных условий использования субъектами пищевой промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;

в части создания условий для формирования и развития эффективных конкурентных отношений среди субъектов товаропроводящей сети Республики Саха (Якутия).

В целом концентрацию на рынках сельскохозяйственной продукции и готовой продукции пищевой промышленности можно охарактеризовать высокой.

На развитие конкуренции в агропромышленном комплексе Республики Саха (Якутия) значительное влияние оказывают природно-климатические условия территорий. Доминирование животноводства в валовой продукции отрасли на уровне 75% вызвано условиями развития растениеводства в зоне рискованного земледелия на вечной мерзлоте, что обуславливает сравнительно низкую урожайность сельскохозяйственных культур. Ситуация усугубляется мелкоконтурностью сельскохозяйственных угодий и как следствие, низким уровнем концентрации сельскохозяйственного производства. В настоящее время в республике насчитывается 374 сельхозорганизаций, 275 родовых общин, 170 подсобных хозяйств несельскохозяйственных организаций, 4280 крестьянских хозяйств и 87 560 личных подсобных хозяйств населения, имеющих какой-либо вид скота. В среднем на каждого сельскохозяйственного производителя приходится только 18 га сельскохозяйственных угодий (из 1639 тыс. га). В среднем 1 с/х организацией ежегодно производится с/х продукции на 3,5 млн. рублей (19% от общего объема по республике), крестьянским хозяйством - 1,1 млн. рублей (30%), личным подсобным хозяйством - 91 тыс. рублей (51%).

Для стимулирования товарного производства в малых формах хозяйствования создаются с/х потребительские кооперативы - с учетом территориальной удаленности и транспортной недоступности 411 сельских поселений на площади 3 млн. кв. км действуют 192 животноводческих кооператива по сдаче молока, 163 коневодческих, 47 перерабатывающих, 14 снабженческо-сбытовых, 247 кредитных.

Характерная для отрасли сложность прогнозирования объема сельскохозяйственного производства в связи с метеоусловиями обусловливает значительные колебания объемов предложения продукции и цен. Сезонность производства приводит к неравномерной реализации продукции в течение года. Значительная доля скоропортящейся продукции (молоко, мясо, картофель, овощи) требует ее скорейшей реализации, что обостряет конкуренцию в период массового поступления на рынок.

Существует также ряд таких ограничивающих развитие конкуренции в сельском хозяйстве факторов, как растущий диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и ресурсы, используемые в производстве, значительный кассовый разрыв по срокам несения затрат и получения доходов, низкий уровень кредитоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, что обуславливает необходимость оказания прямой государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности ориентировано в основном на производство продукции переработки молока и мяса, производство хлебобулочных изделий (во всех муниципальных районах), очаговое развитие получило производство макаронных изделий, чистой и минеральной воды, водки, пива. Отсутствие крупных поставщиков сельскохозяйственного сырья не позволяет увеличить объем производства потребительских продовольственных товаров до уровня, сопоставимого с объемом производства сельскохозяйственной продукции.

Принимаемых мер, в том числе в рамках Государственной целевой программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы, недостаточно для организации устойчивого предложения продукции местных сельхозтоваропроизводителей, пищевых и перерабатывающих предприятий на крупных рынках сбыта в республике (в городах и крупных районных центрах). При этом одной из основных проблем развития конкуренции на продовольственном рынке республики являются барьеры между локальными рынками из-за отсутствия единой транспортной сети при значительной удаленности основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей от крупных рынков сбыта. Вследствие этого не развиты логистические центры по грузовой переработке, хранению и доставке продукции местных сельхозтоваропроизводителей. Как пример, взаимной удаленности производителей и потребителей можно отметить сезонный характер вывоза продукции растениеводства из центральных районов в арктические и северные районы и обратного ввоза продукции рыболовства, оленеводства и охотничьего хозяйства, что сопряжено со значительными затратами.

Отдельно следует отметить ужесточение надзорных и контролирующих органов в части соответствия сельскохозяйственной продукции и потребительских продовольственных товаров требованиям федерального законодательства, которые во многом избыточны в условиях республики.

Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции, основные барьеры доступа на рынок и деятельности на рынке:

· сложность и сезонность транспортировки;

· неразвитость инфраструктуры рынка сбыта;

· низкая платежеспособность сельского населения;

· транспортная отдаленность от рынков сбыта.

Планируемые мероприятия по повышению конкуренции на рынке продовольственных товаров

Комплекс факторов обуславливает ценовую неконкурентоспособность и низкий уровень доступности местной сельскохозяйственной продукции на внутреннем продовольственном рынке республики. Для преодоления сложившейся ситуации предлагаются следующие меры:

1. Стимулирование создания в городах и районных центрах сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков (в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации").

На уровне Правительства Республики Саха (Якутия) необходимо решить вопросы передачи доли государства в хозяйственных обществах, управляющих рынками, в управление сельскохозяйственным потребительским снабженческо-сбытовым кооперативам.

На уровне муниципальных образований, в том числе с рассмотрением на Совете по местному самоуправлению при Президенте Республики Саха (Якутия) необходимо решить следующие вопросы:

- установление приоритета по выдаче органом местного самоуправления разрешения на право организации рынка юридическим лицам, организующим сельскохозяйственный или сельскохозяйственный кооперативный рынок;

- передача доли муниципальных образований в хозяйственных обществах, а также муниципальных унитарных предприятий, управляющих рынками, в управление сельскохозяйственным потребительским снабженческо-сбытовым кооперативам.

В условиях Крайнего Севера в Порядке должно быть предусмотрено проведение конкурсного отбора в установленном законодательством порядке уполномоченного оператора, предоставляющего комплексный пакет услуг, определяемый по следующим критериям: виду деятельности, наличию рефрижераторного флота, грузового автотранспорта, стационарных складских помещений.