Субъектами конкуренции в сфере образования Республики Саха (Якутия) являются образовательные учреждения различной формы собственности.
Система образования представлена:
621 дневными общеобразовательными школами;
15 вечерними школами и 55 учебно-консультационными пунктами при дневных общеобразовательных школах;
23 специальными школами и школами-интернатами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;
1-им учреждением для детей с девиантным поведением;
721 детским дошкольным учреждением, из них 628 относится к ведению муниципальных образований, 37 - организаций, ведомств;
9 детскими домами и 80 приемными семьями;
129 учреждениями дополнительного образования.
На территории республики профессиональную образовательную деятельность ведут 7 учреждений высшего, 33 учреждения среднего и 27 учреждений начального профессионального образования, в том числе 3 учреждения среднего профобразования имеют федеральное подчинение.
Учреждения начального и среднего профессионального образования находятся в различных ведомственных подчинениях. В ведении Министерства науки и профессионального образования PC (Я) находятся 44 учреждения в 25 улусах и городах республики, в том числе 26 начального и 18 среднего профобразования, из них 1 - негосударственное. 61% учреждений находятся в сельской местности, 16% - в северных улусах и являются малокомплектными.
Основными проблемами развития конкуренции в сфере образования являются низкая плотность населения, территориальная разобщенность населенных пунктов, труднодоступность поселений. 73,3% школ находятся в сельской местности. Около 30 % школ являются малочисленными и малокомплектными. 40% дошкольных образовательных учреждений находятся в труднодоступных поселениях, имеют одну или две разновозрастные группы. Две трети (330) сельских школ являются единственными в населенном пункте. Серьезным ограничением для обеспечения равного доступа к образованию является транспортная система внутри республики. Расстояние 120 школ (18% школ) до ближайшей школы составляет от 50 до 550 км. Расстояние от Якутска до центров северных улусов - до 4300 км. В 173 школы можно доехать только по автозимнику.
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях республики на начало 2009-2010 учебного года составила 141664 человек (на начало 2008-2009 учебного года - 144808 человек), в том числе 80180 учащихся городских школ (2008-2009 уч.г. - 81431), 61484 учащихся сельских школ (2008-2009 уч.г. - 63377). На одного учителя в 1983 году приходилось 14,7 учеников, в 2009 году - 8 учащихся (целевое значение числа учеников, приходящихся на 1 учителя по РФ составляет 15 человек). Территориальные особенности также способствуют низкой наполняемости классов-комплектов, которая равна в сельской местности - 12 учащихся, в городской местности - 22.
Охват детей различными формами дошкольного образования составляет около 67,9%. Вследствие повышения рождаемости (в 2000 году родилось 13 147 детей, в 2008 году - 15 259) и роста потребности населения в услугах дошкольного образования из года в год увеличивается количество детей, состоящих в очереди для определения в дошкольные учреждения. Проблема обеспечения государственных гарантий доступности дошкольного образования всем слоям населения решается в неполном объеме, усиливается неравенство стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.
В сфере образования условием развития конкуренции может стать инновационная инфраструктура единого информационного образовательного пространства, включающего организацию дистанционного обучения на всех уровнях системы образования. В республике основные тенденции и проблемы информатизации соответствуют общероссийским. Реализация приоритетного национального проекта "Образование", комплексного проекта модернизации позволили оснастить образовательные учреждения универсальными техническими средствами обучения, сетевым программным обеспечением по учебным предметам. Общее количество компьютеров в образовательных учреждениях - 11988 штук, из них в учебном процессе используются 69%, в административно-управленческой работе 31%. Основная часть компьютеров относится в Pentium II и III - 94%, остальные других платформ. Если в 2007 году на 1 компьютер приходилось 22 учащихся, в 2009 году - 17 учащихся. 548 школ имеют собственный сайт (84,6%). Активно развиваются дистанционные олимпиады, есть опыт виртуального обучения школьников проектной деятельности, подготовки к ЕГЭ, сетевого дистанционного взаимодействия сельских школ. В 2009 году в рамках приоритетного национального проекта "Образование" начался проект дистанционного обучения детей-инвалидов.
Таким образом, в настоящее время сформирована начальная технологическая база, кадровый потенциал, система установок и ориентация участников образовательного процесса, на базе которых необходимо систематически, планомерно и эффективно проводить информатизацию образовательного процесса.
В прогнозный период, ввиду обширности территории Якутии и особенностей транспортной схемы и для повышения конкурентоспособности учащихся сельских школ, расположенных в отдаленных и труднодоступных местах, характерным будет возрастание роли дистанционного (в первую очередь, профильного) образования на всех уровнях системы общего образования с использованием интернет-технологий и электронных образовательных ресурсов для общеобразовательных учреждений. Дистанционное образование предполагает предоставление качественных образовательных услуг потребителям вне зависимости от их местонахождения, состояния здоровья и социального статуса.
В сфере дошкольного образования необходимо создать условия для прихода на рынок новых немуниципальных поставщиков услуг в форме некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства, что позволит муниципальным образованиям организовать предоставление услуги, без затрат на создание инфраструктуры для оказания услуг.
Одними из основных проблем развития конкуренции в сфере профессионального образования являются:
большой износ основных фондов учреждений начального и среднего профессионального образования республики, особенно в сельской и арктической местности, что создает трудности в получении лицензии учебными заведениями на открытие технических профессий и специальностей;
недостаточная оснащенность учреждений начального и среднего профессионального образования современной техникой, передовым учебно-лабораторным оборудованием и компьютерной техникой;
нехватка высококвалифицированных педагогических кадров и мастеров производственного обучения особенно технических специальностей в основном по причине низкой заработной платы работников республиканских учебных заведений начального и среднего профессионального образования;
территориальная отдаленность и труднодоступность в связи со сложной транспортной схемой в республике. В большей мере это касается малокомплектных образовательных учреждений, расположенных в сельских и северных улусах, где существует низкая плотность населения, а транспортное сообщение в северные улусы осуществляется только через г.Якутск.
Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции, основные барьеры доступа на рынок и деятельности на рынке.
В сфере общего образования:
1. Сеть образовательных учреждений, продиктованная территориальными и демографическими особенностями Республики Саха (Якутия).
2. Неразвитость инфраструктуры единого информационного образовательного пространства, включающего дистанционное обучение на всех уровнях системы образования.
3. Высокая (коммерческая) стоимость аренды зданий под социальные услуги (присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста).