Действующий

О Программе развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы (в новой редакции)

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий


Перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий определен Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Согласно указанному Федеральному закону естественной монополией признается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары.

Всего Федеральный закон "О естественных монополиях" выделяет 12 сфер деятельности, которые относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий. К ним относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

На территории Республики Саха (Якутия) осуществляют деятельность следующие субъекты естественных монополий:

а) транспортировка газа по трубопроводам: ОАО "Сахатранснефтегаз", ОАО "Алроса-Газ", ОАО "Якутгазпром" (согласно данным Федеральной службы по тарифам);

б) железнодорожные перевозки: ОАО АК "Железные дороги Якутии";

в) услуги в портах: ГУП "Морской порт Тикси", ООО "Речной порт Якутск", ЗАО "Алроса", ФГУ "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", ООО "Судоходная компания Якутск", ОАО "Ленское объединенное речное пароходство", ОАО "Колымская судоходная компания", ОАО "Янское речное пароходство", ООО "Судоходная компания Вилюй";

г) услуги в аэропортах: ГУП "Аэропорт Якутск", ФКП "Аэропорты Севера", Мирнинское авиапредприятие ЗАО "АЛРОСА", ФГУП "Аэропорт Тикси";

д) услуги общедоступной электросвязи: ОАО "Сахателеком", ГУП "Технический центр телевидения и радиовещания";

е) услуги общедоступной почтовой связи: ФГУП "Почта России" - УФПС по Республике Саха (Якутия);

ж) услуги по передаче электрической энергии: ОАО АК "Якутскэнерго", ОАО "Дальневосточная генерирующая компания";

з) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике: ОАО АК "Якутскэнерго";

и) услуги по передаче тепловой энергии: ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)".

Федеральным законом "О естественных монополиях" установлено три метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

установление минимального уровня обеспечения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Конечной целью регулирования деятельности субъектов естественной монополии является обеспечение баланса между экономическими интересами субъекта естественной монополии, с одной стороны, и имущественными интересами потребителей ее товаров и услуг, с другой.

Применительно к конкретному субъекту естественной монополии органом регулирования естественной монополии определяется соответствующий метод регулирования.

С учетом положений статьи 5 Федерального закона "О естественных монополиях" органы регулирования субъектов естественных монополий имеют статус федеральных и субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне к органам регулирования естественной монополии относятся Федеральная служба по тарифам и Федеральная антимонопольная служба, на уровне Республики Саха (Якутия) органом регулирования деятельности естественной монополии является Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия).

Полномочия органов регулирования естественных монополий определяются Федеральным законом "О естественных монополиях" иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) осуществляет свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия). В сфере деятельности субъектов естественных монополий, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) осуществляет контроль:

а) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий, осуществляющих свою деятельность на территории не более чем 5 субъектов Российской Федерации, и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

б) за любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии, осуществляющий свою деятельность на товарном рынке территории региона, приобретает право собственности или пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, в соответствии с действующим законодательством, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов, но менее 20 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

в) за инвестициями субъекта естественной монополии, осуществляющего свою деятельность на товарном рынке территории региона, в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование и которые составляют более 10 процентов, но менее 20 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

г) за продажей, сдачей в аренду или иными сделками, в результате которых хозяйствующий субъект получает в собственность или пользование основные средства субъекта естественной монополии, осуществляющего свою деятельность на товарном рынке территории региона, предназначенные для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов, но менее 20 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

д) за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий, осуществляющими свою деятельность на территории региона, на недискриминационных условиях;

е) за соблюдением установленных законодательством о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий;

ж) за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии на территории региона, занимающих исключительное положение на указанных рынках;