Современный этап эволюции российской экономики характеризуется динамичным развитием конкурентных отношений во всех секторах рынка. При этом региональные экономические системы демонстрируют специфические особенности с уникальными детерминантами конкурентных позиций. В силу географических и природно-климатических условий товарные рынки Республики Саха (Якутия) в основном формируются из продукции выпускаемой субъектами экономики других регионов Российской Федерации.
Товарные рынки Республики Саха (Якутия), по сравнению с развитыми регионами РФ, не характеризуются динамичным развитием сферы производства и организационно-экономической устойчивостью субъектов системы промышленности Республики Саха (Якутия). При этом открытый и межрегиональный характер рыночных связей обусловливает усиление конкурентной борьбы и формирование объективных предпосылок для конкурентного позиционирования местных производителей на товарных рынках.
Однако сложившийся в современном стратегическом менеджменте диверсифицированный набор стратегий не может быть применен субъектами промышленности без учета специфики регионального рынка, а также особенностей организационного потенциала его участников. В этой связи значимой становится адаптация и моделирование стратегий достижения конкурентоспособности предприятий промышленности, функционирующих на товарных рынках Республики Саха (Якутия).
Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата. Поэтому Программа включает как меры антимонопольного регулирования и иные защитные меры, так и меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулы для занятия предпринимательской деятельностью.
В дореформенный период государство полностью компенсировало объективно необходимые повышенные затраты на производство товаров народного потребления.
На современном этапе приоритетами государственной политики на региональных товарных рынках являются: постепенный переход от административных (прямых) методов поддержки к косвенному стимулированию деятельности хозяйствующих субъектов промышленности, включая предпринимательские структуры, за счет институциональной поддержки, стимулирования развития инфраструктуры, оказания консалтинговой и правовой помощи в становлении эффективной системы контрактных отношений; формирование региональных корпораций промышленности, которые должны ориентироваться на самостоятельное развитие, опираясь на естественную диверсификацию; поддержка должна распространяться в основном на те предприятия, которые ориентированы на удовлетворение внутриреспубликанских потребностей и обеспечение социально-экономической стабильности территории Республики Саха (Якутия), при этом способных конкурировать на внешних рынках.
Факторами неконкурентоспособности предприятий республики выступают: высокий уровень износа основных фондов предприятий, отсутствие финансовых и инвестиционных ресурсов, низкое качество менеджмента на сельскохозяйственных предприятиях, низкий уровень мотивации персонала предприятий, включая руководителей, сильная зависимость деятельности субъектов промышленности от всех форм государственной поддержки. При этом конкурентные отношения производителей в настоящее время не сводятся к реализации целей максимизации прибыли; основная установка менеджмента предприятий - бескризисное развитие. Таким образом, конкурентные отношения являются имманентно присущими экономики Республики Саха (Якутия), что предопределяет важность разработки стратегий конкурентной борьбы для предприятий, оперирующих на насыщенном рынке республики.
Финансовый кризис 2008 года, повлекший резкое увеличение цен на отдельные виды товаров, в том числе первой необходимости, грозивший товарным дефицитом и показавший неэффективность регулирования экономики республики, остро поставил вопрос развития конкурентного позиционирования местных производителей товаров.
Кроме того, более остро встанет вопрос конкурентоспособности товаров местных производителей при вступлении Российской Федерации в ВТО. В этом случае возрастут требования к товарам по их соответствию международным стандартам и сертификации. Отдельные требования будут предъявляться к качеству и экологической чистоте продукции, в связи с этим возникает необходимость внести коррективы в механизм производства товаров.
Вопросы конкуренции затронул в своем Послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) Президент Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов 10 ноября 2010 года: "Мы живем в условиях жесткой конкуренции и каждому жителю республики необходимо пересмотреть свои взгляды и психологический настрой на то, что происходит вокруг, научиться мыслить и работать по-новому".
Таким образом, назрела необходимость стратегического подхода к развитию конкуренции субъектов промышленности, функционирующих на товарных рынках Республики Саха (Якутия).
Республика Саха (Якутия) является динамично развивающимся дальневосточным регионом России с достаточно высокой степенью концентрации успешных хозяйствующих субъектов. По уровню концентрации экономическое пространство Республики Саха (Якутия) представлено широким спектром товарных рынков:
от высококонцентрированных (в первую очередь в инфраструктурных секторах) - связь, добыча сырой нефти и газа, отдельные виды транспорта, тепло- и электроэнергетика, ЖКХ;
до низко и умеренно концентрированных рынков - розничной торговли, агропромышленного комплексов, строительства, на которые приходится более 40% производимого в республике валового регионального продукта.
Уровень развития конкуренции значительно отличается в разных секторах экономики, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития, ценовой ситуацией и ее изменениями. Неравномерное развитие конкуренции требует разработки специальных мер в отдельных секторах экономики.