Действующий

О Программе развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы (в новой редакции)

Таблица 3.12

Здравоохранение и предоставление социальных услуг (на 01.01.2010 г.)


Оборот хозяйствующих субъектов, (по хозяйственным видам экономической деятельности)

Всего

в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства

доля субъектов малого и среднего предпринимательства, %

Здравоохранение, млн. руб.

1220,8

298,2

24,4

Количество хозяйствующих субъектов, ед.

224

50

22,3

На сегодняшний день система здравоохранения представлена 430 медицинскими организациями, в составе которых 933 обособленных структурных подразделений, из них:

34 центральные районные больницы;

164 участковые больницы;

17 городских больниц;

2 районные больницы;

61 врачебная амбулатория;

221 фельдшерско-акушерский пункт;

343 организации малого и среднего предпринимательства.

Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции, основные барьеры доступа на рынок и деятельности на рынке.

В настоящий момент одной из основных проблем для развития конкуренции в здравоохранении, является тот факт, что частные медицинские организации практически не участвуют в выполнении программ обязательного медицинского страхования. Основным сдерживающим фактором является недостаточное развитие частной медицинской практики в сравнении с другими субъектами Российской Федерации и отсутствие заинтересованности частных медицинских организаций в связи с низкими тарифами на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования.

Частные медицинские организации, как правило, не могут предложить пациентам весь спектр медицинских услуг, оказываемый в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Они предлагают только наиболее востребованные и экономически выгодные услуги, занимают небольшие узкоспециализированные ниши. По этим же причинам, частные медицинские организации не имеют возможности широко участвовать также и в системе добровольного медицинского страхования. Ценовыми конкурентами частных ЛПУ являются также платные услуги, оказываемые в хозрасчетных отделениях государственных и муниципальных ЛПУ, сверх Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

Необходимо также отметить тот факт, что частные медицинские организации в основном работают в г.Якутске. Единичные организации малого и среднего предпринимательства имеются в Нерюнгри, Мирный, Ленск, Алдан, Вилюйск, Верхневилюйск. В остальных районах республики работают исключительно муниципальные медицинские учреждения и как таковая конкуренция в сфере здравоохранения в большинстве административно-территориальных единиц отсутствует.

Еще одним из барьеров на пути интенсивного развития конкурентной среды в сфере медицинских услуг является законодательный запрет на приватизацию объектов социальной сферы, в число которых входят государственные и муниципальные медицинские учреждения. С одной стороны, это ограничение позволило сохранить материально-техническую базу для реализации государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи населению. С другой стороны, этот запрет создает условия для существования и работы неэффективных учреждений.

Планируемые мероприятия по повышению конкуренции на рынке здравоохранения

В качестве условий для формирования конкурентной среды на рынке услуг здравоохранения целесообразны следующие шаги:

создание благоприятных условий для развития медицинских организаций малого и среднего предпринимательства по всей территории республики;

переход на преимущественно одноканальное финансирование в системе обязательного медицинского страхования и, соответственно, включение в тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках системы обязательного медицинского страхования, всех статей затрат, связанных с обеспечением деятельности учреждений (организаций);

принятие мер по размещению на конкурсной основе государственного заказа на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению Республики Саха (Якутия) бесплатной медицинской помощи (в соответствии с порядком, определяемым федеральными нормативными правовыми актами).