Связь (на 01.01.2010 г.)
Оборот хозяйствующих субъектов (по хозяйственным видам экономической деятельности) | Всего | в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства | доля субъектов малого и среднего предпринимательства, % |
Связь, млн. руб. | 10361,5 | 331,3 | 3,2 |
Количество хозяйствующих субъектов, ед. | 97 | 36 | 37,1 |
Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи.
В сфере телекоммуникаций лицензии на вещание также выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подвергаются государственному регулированию тарифов Федеральной службой по тарифам.
Таким образом, услуги связи и телекоммуникаций в значительной степени подвержены государственному регулированию.
Операторы связи в основном оказывают услуги на всей территории республики, в крупных городах, улусных центрах предоставляется более широкий спектр услуг связи по существующим наземным широкополосным каналам связи, в отдаленных населенных пунктах менее ограниченный спектр услуг по спутниковым каналам связи, имеющим . Основными задачами по развитию услуг связи и телекоммуникаций в настоящее время является не столько развитие конкуренции, а обеспечение доступности современных услуг и технологий во всех населенных пунктах.
Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции, основные барьеры доступа на рынок и деятельности на рынке.
На рынке услуг связи имеются значительные инфраструктурные и административные барьеры, к которым относятся:
требование сертификатов соответствия в области связи на оборудование связи, используемого для взаимоувязанной сети связи РФ;
требование сертификации оборудования узла связи;
оформление документов на выделение и использование радиочастот для радиоэлектронных средств;
наличие рабочих проектов сети связи, прошедших государственную экспертизу;
приемка объектов и сооружений связи комиссией с участием Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Для юридических лиц, пожелавших стать операторами связи, требуются на начальном этапе значительные инвестиции в создание инфраструктуры, приобретение и монтаж оборудования, оформление разрешительных документов на радиочастоты. Это является сдерживающим фактором развития конкуренции.
Кроме того, на развитие конкуренции в сфере как транспорта, так и связи безусловно оказывают влияние такие региональные факторы как низкая плотность населения, малочисленность населения в сельских населенных пунктах, низкая платежеспособность населения в сельских населенных пунктах.
Планируемые мероприятия по повышению конкуренции на рынке услуг транспорта
Одной из задач Программы развития конкуренции в Республики Саха (Якутия) обозначено развитие информационной инфраструктуры и обеспечение ее доступности для участников рынка. Таким образом, целям преодоления инфраструктурных ограничений развития конкуренции также служит реализация государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Электронная Якутия на период 2007-2011 годы. Конечными целями программы являются:
повышение информационной открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) для общества;
предоставление различного рода информационно-справочных и иных информационных услуг широкому кругу юридических лиц и граждан;
развитие телекоммуникационной инфраструктуры республики на базе современных цифровых технологий;
обеспечение большему количеству населения физической доступности телефонов, ADSL, IP-телефонии, высокоскоростного доступа в сеть Интернет и др.