Количество строительных организаций (на 01.01.2010 г.)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Всего организаций, в том числе по формам собственности: | 580 | 533 | 641 | 703 | 653 | 653 | 699 | 776 | 882 | 1104 |
государственная | 81 | 36 | 110 | 63 | 25 | 30 | 26 | 21 | 19 | 16 |
муниципальная | - | - | - | - | 5 | 8 | 12 | 12 | 12 | 9 |
частная | 449 | 453 | 465 | 611 | 607 | 593 | 642 | 723 | 828 | 1053 |
смешанная российская | 50 | 44 | 66 | 27 | 14 | 17 | 13 | 11 | 10 | 11 |
прочие | - | - | - | 2 | 2 | 5 | 6 | 9 | 13 | 15 |
Тендеры и конкурсы в республике впервые были внедрены в строительном комплексе при строительстве так называемых "валютных объектов". В условиях конкурсного размещения заказов наиболее эффективно проявили себя предприятия малого и среднего бизнеса, не имеющие громоздкой "базы", и активно привлекающие различные субподрядные фирмы. Это привело к увеличению количества предприятий различной формы собственности, занимающихся строительным бизнесом и способствовало развитию конкуренции.
Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции, основные барьеры доступа на рынок и деятельности на рынке.
К обстоятельствам, препятствующим или затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на рынке жилищного строительства относятся:
регламентированный Земельным кодексом Российской Федерации порядок предоставления земельного участка под строительство, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
неудовлетворительное состояние сетей инженерно-технического обеспечения;
злоупотребления сетевыми организациями доминирующим положением на соответствующих товарных рынках при решении вопроса технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения;
регламентированный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок заключения договоров о развитии застроенных территорий. Развитие застроенных территорий предполагает расселение аварийных и ветхих домов, а также застройку и реконструкцию высвобождаемых объектов за счет средств инвесторов, привлеченных на конкурсной основе.
При размещении заказов для государственных нужд по строительству уменьшается конкуренция, т.е. уменьшается количество участников размещения заказа в следующих случаях:
при строительстве технологически сложных и крупных объектов,
при строительстве объектов в труднодоступных местах со сложной транспортной схемой,
при строительстве объектов в крайне сжатые сроки,
при строительстве объектов малопривлекательных с финансовой точки зрения.
Одним из отрицательных моментов развитию конкуренции при размещении заказов для государственных нужд является недобросовестная конкуренция:
сговор участников размещения заказа,
необоснованно низкие (демпинговые) цены отдельных участников размещения заказа.
Появлению новых предприятий в промышленности строительных материалов в республике препятствует большая капиталоемкость и большой срок окупаемости проектов в стройиндустрии.
В соответствии с Протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 марта 2010 года N ВП-П9-16пр "О совершенствовании контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере строительства" на федеральном уровне будет проведена работа внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ, в нормативно-правовые акты, регулирующие контрольно-надзорные и разрешительные функций в сфере строительства. После этого на уровне Республики Саха (Якутия) будут приняты меры по устранению административных барьеров в сфере строительства, в том числе: сокращение сроков оформления и предоставления земельных участков для строительства, оптимизация процедуры подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к системам инженерно-технического обеспечения и т.п. Конкретные меры по реализации и индикаторы развития конкуренции в строительном комплексе можно будет разработать после внесения изменений в законодательство на федеральном уровне.
Правительством Республики Саха (Якутия) разработана Программа по ликвидации административных барьеров в строительстве, основной целью которой является создание условий для повышения деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных функций и обеспечению потребности граждан и общества в государственных услугах в сфере строительства
Планируемые мероприятия по повышению конкуренции на рынке строительства
Для развития конкурентной среды на строительном рынке необходимо принять следующие меры:
С 2010 года отменено лицензирование строительной деятельности и введено саморегулирование в строительном комплексе. В настоящее время в республике завершается процесс создания саморегулируемых организаций строительной и проектной деятельности.
Для совершенствования обеспечения равного доступа к государственным и муниципальным заказам, развития конкуренции необходимо совершенствование работы и внедрение всех мер принимаемых федеральным центром по развитию конкуренции и совершенствованию процедур по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд.
В целях предоставления возможности победителям торгов по объектам Государственного заказа возможности строить объекты с утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией, в нормативные сроки, с достаточным уровнем и своевременным финансированием, необходимо совершенствование формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия).
В целях стимулирования жилищного строительства необходимо: