Действующий

О Программе развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы (в новой редакции)

Таблица 3.9

Количество строительных организаций (на 01.01.2010 г.)


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Всего организаций, в том числе по формам собственности:

580

533

641

703

653

653

699

776

882

1104

государственная

81

36

110

63

25

30

26

21

19

16

муниципальная

-

-

-

-

5

8

12

12

12

9

частная

449

453

465

611

607

593

642

723

828

1053

смешанная российская

50

44

66

27

14

17

13

11

10

11

прочие

-

-

-

2

2

5

6

9

13

15

Тендеры и конкурсы в республике впервые были внедрены в строительном комплексе при строительстве так называемых "валютных объектов". В условиях конкурсного размещения заказов наиболее эффективно проявили себя предприятия малого и среднего бизнеса, не имеющие громоздкой "базы", и активно привлекающие различные субподрядные фирмы. Это привело к увеличению количества предприятий различной формы собственности, занимающихся строительным бизнесом и способствовало развитию конкуренции.

Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции, основные барьеры доступа на рынок и деятельности на рынке.

К обстоятельствам, препятствующим или затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на рынке жилищного строительства относятся:

регламентированный Земельным кодексом Российской Федерации порядок предоставления земельного участка под строительство, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

неудовлетворительное состояние сетей инженерно-технического обеспечения;

злоупотребления сетевыми организациями доминирующим положением на соответствующих товарных рынках при решении вопроса технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения;

регламентированный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок заключения договоров о развитии застроенных территорий. Развитие застроенных территорий предполагает расселение аварийных и ветхих домов, а также застройку и реконструкцию высвобождаемых объектов за счет средств инвесторов, привлеченных на конкурсной основе.

При размещении заказов для государственных нужд по строительству уменьшается конкуренция, т.е. уменьшается количество участников размещения заказа в следующих случаях:

при строительстве технологически сложных и крупных объектов,

при строительстве объектов в труднодоступных местах со сложной транспортной схемой,

при строительстве объектов в крайне сжатые сроки,

при строительстве объектов малопривлекательных с финансовой точки зрения.

Одним из отрицательных моментов развитию конкуренции при размещении заказов для государственных нужд является недобросовестная конкуренция:

сговор участников размещения заказа,

необоснованно низкие (демпинговые) цены отдельных участников размещения заказа.

Появлению новых предприятий в промышленности строительных материалов в республике препятствует большая капиталоемкость и большой срок окупаемости проектов в стройиндустрии.

В соответствии с Протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 марта 2010 года N ВП-П9-16пр "О совершенствовании контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере строительства" на федеральном уровне будет проведена работа внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ, в нормативно-правовые акты, регулирующие контрольно-надзорные и разрешительные функций в сфере строительства. После этого на уровне Республики Саха (Якутия) будут приняты меры по устранению административных барьеров в сфере строительства, в том числе: сокращение сроков оформления и предоставления земельных участков для строительства, оптимизация процедуры подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к системам инженерно-технического обеспечения и т.п. Конкретные меры по реализации и индикаторы развития конкуренции в строительном комплексе можно будет разработать после внесения изменений в законодательство на федеральном уровне.

Правительством Республики Саха (Якутия) разработана Программа по ликвидации административных барьеров в строительстве, основной целью которой является создание условий для повышения деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных функций и обеспечению потребности граждан и общества в государственных услугах в сфере строительства

Планируемые мероприятия по повышению конкуренции на рынке строительства

Для развития конкурентной среды на строительном рынке необходимо принять следующие меры:

С 2010 года отменено лицензирование строительной деятельности и введено саморегулирование в строительном комплексе. В настоящее время в республике завершается процесс создания саморегулируемых организаций строительной и проектной деятельности.

Для совершенствования обеспечения равного доступа к государственным и муниципальным заказам, развития конкуренции необходимо совершенствование работы и внедрение всех мер принимаемых федеральным центром по развитию конкуренции и совершенствованию процедур по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд.

В целях предоставления возможности победителям торгов по объектам Государственного заказа возможности строить объекты с утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией, в нормативные сроки, с достаточным уровнем и своевременным финансированием, необходимо совершенствование формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия).

В целях стимулирования жилищного строительства необходимо: