Рынок услуг транспорта и грузовых перевозок (на 01.01.2010)
Оборот хозяйствующих субъектов | Всего | в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства | доля субъектов малого и среднего предпринимательства, % |
деятельность сухопутного транспорта, из них | 8464,2 | 1137,2 | 13,4 |
Количество субъектов, ед. | 143 | 105 | 73,4 |
деятельность железнодорожного транспорта | 3481,6 | ||
Количество субъектов, ед. | 3 | ||
деятельность прочего сухопутного транспорта | 4099,5 | 1137,2 | 27,7 |
Количество субъектов, ед. | 139 | 105 | 75,5 |
транспортирование по трубопроводам | 883 | 1 | |
Количество субъектов, ед. | |||
деятельность водного транспорта, из них | 4089,6 | 672,1 | 16,4 |
Количество субъектов, ед. | 34 | 19 | 55,9 |
деятельность морского транспорта | 160 | ||
Количество субъектов, ед. | 2 | ||
деятельность внутреннего водного транспорта | 3674,9 | ||
Количество субъектов, ед. | 13 | ||
деятельность воздушного транспорта | 9185,3 | 435,6 | 4,7 |
Количество субъектов, ед. | 9 | 6 | 66,7 |
вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность | 4509,3 | 1744 | 38,7 |
Количество субъектов, ед. | 223 | 138 | 61,9 |
Транспортные услуги
В Республике Саха (Якутия) всеми видами транспорта ежегодно перевозится 35-36 млн. тонн груза. Основной объем грузов, более 80%, перевозится предприятиями автомобильного транспорта, и внутреннего водного транспорта - 10%, на железнодорожный транспорт приходится 5% от объема груза и менее 1% приходится на воздушный и морской виды транспорта.
В разрезе грузооборота, показателя, учитывающего расстояния перевозок, основную долю занимают перевозки внутренним водным транспортом - 67% (за счет более дальних по расстояниям перевозок по сравнению с автомобильным), и автомобильным транспортом – 28%.
Автомобильным транспортом перевозятся не предприятиями транспорта, а ведомственным транспортом предприятий. Основные объемы перевозки грузов и грузооборота приходится на крупные т средние предприятия (более 80%).
Объем перевозок пассажиров составляет около 90 млн. человек в год, 98% из которых составляют услуги автомобильного пассажирского транспорта.
Пассажирооборот транспорта составил 2817,5 млн. пассажиро-километр. Объем услуг с учетом расстояний перевозок - пассажирооборот в основном составляют пассажироперевозки воздушным транспортом – 82,9% и автотранспортом 15,3%.
Рынок грузовых и пассажирских перевозок
Автомобильный транспорт является самым распространенным, наиболее гибким и массовым видом транспорта. Парк всех автотранспортных средств на 1 января 2010 года по данным технического осмотра УГАИ МВД по Республике Саха (Якутия) составил 238,6 тыс.ед. По грузовым, легковым автомобилям и автобусам общее количество достигло 199,9 тыс.ед.: в том числе грузовые - 41,9 тыс.единиц (21%), автобусы – 9,4 тыс.единиц (4,7%), легковые – 148,5 тыс.единиц (74,3%).
Грузовые перевозки
В 2009 году на долю грузового автомобильного транспорта приходится около 80% объемов перевезенных грузов в республике.
В разрезе районов республики наибольшие объемы перевозок автомобильным транспортом приходятся на районы с развитой производственной инфраструктурой. Это, прежде всего, предприятия Ленского (30,3%), Мирнинского района (17,8%), Якутска с прилежащими территориями (10,9%), Алданского (7,7%).
В структуре грузоперевозок всех отраслей экономики основную долю грузоперевозок (около 80%) выполняют предприятия, для которых автотранспорт не является основным видом деятельности. Однако они имеют многочисленную, исправную и качественную автотранспортную технику, их объемы велики и снижение резко влияет на общие показатели грузоперевозок республики. Это алмазная, золотодобывающая, угольная и другие отрасли промышленности.
Наиболее значительная доля объемов перевозок приходится на крупные компании - АК "АЛРОСА", ОАО ХК "Якутуголь", Ленский ФЛ ОАО "Сургутнефтегаз", выполняющие около 50% всех автоперевозок крупных и средних предприятий.
Пассажирский автомобильный транспорт
Пассажирский автомобильный транспорт стабильно занимает первое место в общем объеме перевозимых пассажиров в республике и составляет 98,5 %.
Из общего количества автотранспорта легковой транспорт составляет 148,5 тыс. ед., автобусов на территории республики насчитывается 9,4 тысяч единиц, из них 3,8 тыс. ед. (40,4%) автобусов принадлежит юридическим лицам и 5,6 тыс. ед. (59,5 %) - физическим.
Всего пассажирские автомобильные перевозки осуществляются в 24 районах республики.
В общем объеме пассажирских перевозок в республике на долю улусов, имеющих основные крупные пассажирские предприятия, приходится более 90% от общего объема перевезенных пассажиров в республике. Так в Алданском улусе перевозится 3,2% всех пассажиров республики, Ленском - 3,1%, Мирнинском – 3,6%, Нерюнгринском – 7,7%, Нюрбинском - около 1%, Олекминском- 1,6%, Хангаласском – около 1%, г.Якутске – 74,7% (из них 8% приходится на МУП "ЯПАК"). Остальные перевозки приходятся на долю частных перевозчиков НП "Союз автопредпринимателей".
Воздушный транспорт
По состоянию на 1 января 2010 года ОАО АК "Якутия" занимает 8 место среди российских перевозчиков по внутреннему пассажирообороту (1467,9 млн. пасс. км.), 14 место по количеству перевезенных пассажиров на внутреннем рынке. Основными авиакомпаниями, осуществляющими перевозки на рынке авиаперевозок республики являются: ОАО АК "Якутия", ГУП АК "Полярные авиалинии", Мирнинское авиапредприятие АК "АЛРОСА", ООО АК "Илин", ООО ПКАП "Дельта-К" (в отраслях народного хозяйства). Кроме того, незначительную долю на рынке пассажирских авиаперевозок занимают компании-нерезиденты.
В Дальневосточном регионе по показателю перевезенных пассажиров воздушным транспортом за отчетный период Республика Саха (Якутия) находится на 1 месте (34,9% от общего количества), по пассажирообороту уступает только Хабаровскому краю, что демонстрирует высокую подвижность населения республики при относительно невысокой численности.
В структуре пассажиро-перевозок 2009 года наибольший удельный вес занимают перевозки на межрегиональных направлениях (53,9%). Доля международных перевозок в 2009 г. составила 5,1%, доля местных авиаперевозок - 23,2%, из них межрайонных – 19,6%.
Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции, основные барьеры доступа на рынок и деятельности на рынке
В федеральной программе развития конкуренции отмечена огромная значимость характеристик транспортной инфраструктуры для развития конкурентной среды. Так, транспортные проблемы приводят к созданию изолированных рынков, сокращают возможности для расширения географии реализации товаров и прихода новых участников, способствуют повышению цен.