Стратегической задачей государственной инвестиционной политики и, в частности, в энергосбережении на долгосрочный период является обеспечение устойчивого экономического роста, стабильного технологического и социального развития республики, а также ее экономической безопасности.
При сохранении низкой эффективности использования энергоресурсов во всех звеньях "энергетической цепочки", при росте трудноизвлекаемых запасов в структуре сырьевой базы отраслей топливно-энергетического комплекса, инвестиции в энергопроизводство (в увеличение поставок первичной энергии) обеспечивают все меньшую отдачу по сравнению с инвестициями в повышение эффективности использования энергии (в уменьшение спроса на подведенную энергию), Поэтому энергосбережение является одной из движущих сил экономического развития республики в силу как прямых доходов бюджета от его деятельности, так и за счет создания им значительных косвенных, так называемых "мультипликативных эффектов" от капитальных и эксплуатационных затрат в результате реализации инвестиционных энергетических проектов.
Необходимо признать, что сегодня топливно-энергетический комплекс работает в режиме истощения своего производственного потенциала, проедая "запас прочности", обеспеченный массированными инвестициями предыдущих десятилетий.
В условиях истощения производственного потенциала ТЭК, нехватки инвестиционных ресурсов для поддержания нормального воспроизводственного процесса в его отраслях, на первый план выходят задачи создания благоприятных условий и механизмов накопления национального капитала и на этой основе содействие реализации инвестиционных Программ, важнейшими из которых являются энергоресурсосберегающие.
Рост объемов, привлекаемых на энергосбережение средств, предполагается осуществлять с применением следующих рыночных механизмов: выпуск целевых облигационных займов, товарно-энергетическое кредитование, банковское кредитование, создание республиканского паевого инвестиционного фонда, финансовый лизинг, перформанс- контракт, револьверный фонд, а также используя средства населения, в том числе на основе выпуска жилищных облигаций. При этом необходимо создать эффективный механизм защиты прав вкладчиков и акционеров, обеспечивающий доверие мелких инвесторов и населения к вложению средств на цели энергосбережения.
В 2005-2006 годах значительно возрастет роль государственной амортизационной политики в осуществлении инвестиционного развития предприятий и ускоренном обновлении их устаревшего производственного оборудования в направлении замены энергосберегающим. Например, основным источником капиталовложения в электроэнергетике будут оставаться амортизация и прибыль предприятий заемных средств. Введение инвестиционной составляющей в тариф возможно с одновременным увеличением доли государства или крупных потребителей, участвующих в инвестициях в электроэнергетику.
Необходимым условием активизации инвестиционной деятельности, модернизации производства выступает совершенствование механизмов организации лизинговой деятельности, в том числе предоставление государственных и негосударственных гарантий.
Большое внимание должно быть уделено созданию механизма жесткого контроля со стороны государства за целевым и эффективным использованием государственных инвестиций, направленных на реализацию энергоресурсосберегающих Программ.
В целях более активного привлечения иностранного капитала в экономику республики необходимо ускорить формирование благоприятного инвестиционного климата, завершить формирование нормативно-правовой базы энергосбережения на республиканском уровне для обеспечения иностранным инвесторам условий стабильности и гарантий, включая защиту вкладываемых средств от некоммерческих рисков и равные условия осуществления инвестиций для российских и иностранных инвесторов.
Процесс инвестирования связан с разработкой и реализацией инвестиционных энергосберегающих проектов. Перечень инвестиционных проектов энергосбережения, реализуемых с годовыми планами, формируется государственным заказчиком - Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) по предложениям разработчиков и исполнителей этих проектов и согласовывается с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия). Государственный заказчик проводит в установленном действующим законодательством порядке экспертизу и конкурсный отбор наиболее эффективных и значимых проектов и обеспечивает решение задач, связанных с их реализацией и финансированием.
Проекты должны удовлетворять следующим основным требованиям:
иметь четко выраженную энергосберегающую направленность, предусматривать разработку и выпуск энергоэффективных технологий и оборудования, а также их внедрение на предприятиях и в организациях, осуществляющих добычу, производство, переработку и потребление энергоресурсов;
представляться финансово-устойчивыми рентабельными хозяйствующими субъектами, имеющими перспективу развития, себестоимость основной продукции которых может быть снижена при повышении эффективности использования энергии;
отражать энергосберегающую сущность создаваемого проекта, содержать обоснования его научно-технических преимуществ по сравнению с аналогами и экономическую целесообразность для потребителей;
базироваться на лучших отечественных и зарубежных разработках, быть проработаны в части организационного, финансового и ресурсного обеспечения, иметь социально-экономические, экологические и другие преимущества;
содержать обоснование экономической и коммерческой эффективности, окупаемости инвестиций и необходимых гарантий.
В качестве критериев при отборе проектов срок инвестиционного цикла должен быть ограничен на первом этапе в среднем - 1-1,5 годами, а сроки окупаемости - 1,5-2 годами.