Энергоресурсосбережение является ключевым звеном реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
На территории Российской Федерации каждый процент экономии топлива и энергии может дать 0,35 - 0,4процентов прироста национального дохода.
Конечной целью энергоресурсосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) служит снижение издержек производства и себестоимости коммунальных услуг и, соответственно, смягчение для населения бремени оплаты этих услуг.
ЖКХ является крупным потребителем топлива и энергии - около 30 процентов потребления энергии. Вместе с тем, в ЖКХ регионов Российской Федерации по данным Федерального Центра энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве ГУП АКХ им. К.Д.Памфилова имеются значительные резервы экономии электрической и тепловой энергии, а также воды:
по теплу от 25 процентов до 60 процентов;
по электроэнергии от 15 процентов до 25 процентов;
по воде от 20 процентов до 30 процентов.
В целом по России удельное потребление энергоресурсов на одного человека значительно превышает соответствующие показатели европейских стран:
по теплу - в 2 - 2,5 раза;
по воде - в 1,5 - 2 раза.
Анализ фактического потребления т.у.т. на 1 чел. по сравнению с нормативным показателем по районам Республики Саха(Якутия) показывает:
максимально потребление увеличивается в 2,2 раза;
наибольшим потреблением т.у.т. характеризуются территориально удаленные районы;
наиболее экономичным видом топлива является газовое.
Рис. 1.1. Нормативное и фактическое потребление т.у.т. на 1 чел. по районам Республики Саха (Якутия)
Нормативное потребление (4 т.у.т.) принято по средним показателям других северных регионов страны и зарубежья.
Проблема энергосбережения в Республике Саха (Якутия) сегодня приобретает особую остроту, так как прирост мощностей минимален, а энергоресурсы используются крайне неэффективно. Подтверждением является тот факт, что показатели спада производства в реальном секторе экономики не сопровождаются адекватным снижением энергопотребления. Проводимая в прошлые годы политика "дешевых" энергоносителей привела к строительству зданий с низким термическим сопротивлением ограждающих конструкций, а отсутствие средств регулирования и учета расхода тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения - к расточительному их использованию. Отсутствие в республике четкой нормативно-правовой базы энергосбережения, единого координирующего центра управления процессом энергосбережения, тяжелое финансово-экономическое положение в республике привели к тому, что работы по энергоресурсосбережению не имели желаемой интенсивности и масштабности, велись без определенной программы и имели локальный характер. В период до 2002 г. работы по энергосбережению в республике осуществлялись в основном в соответствии с Программой энергосбережения России на период до 2000 года в составе федеральных целевых программ "Топливо и энергия", утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации в 1993 и 1996 годах и Республиканской целевой программой "Энергосбережение Республики Саха (Якутия) на 2001-2005 годы".
Правительство Российской Федерации постановлениями от 2 ноября 1995 года N 1087 "О неотложных мерах по энергоресурсосбережению" и от 8 июля 1997 года N 832 "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы" приняло решение о переходе к 2000 году на приборный учет и регулирование расхода энергоресурсов, обязательность которого регламентирована Федеральным законом "Об энергосбережении" принятым 3 апреля 1996 года.
Таким образом, данная подпрограмма, направленная на решение проблем реформирования жилищно-коммунального комплекса в области энергосбережения является актуальной.