Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы "Энергоснабжение Республики Саха (Якутия) на период 2005-2006 годы и перспективу до 2010 года"

ВВЕДЕНИЕ


Настоящая Программа выполнена в соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) "О разработке Государственной целевой Программы "Энергосбережение в Республике Саха (Якутия) на 2005 - 2006 годы и на перспективу до 2010 года" от 28.06.2002 N 842-р и на основании Закона Республики Саха (Якутия) от 06.05.1999 N 89-II "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии".

Необходимость в разработке подобной Программы возникла давно и вызвана рядом объективных причин, основными из которых являются напряженное состояние в топливно-энергетическом комплексе республики и низкая энергетическая эффективность экономики нашей республики. Эти причины тесно друг с другом взаимосвязаны, взаимозависимы.

Затраты Республики Саха (Якутия) на удовлетворение своих потребностей в топливе и энергии очень велики. Доля продукции топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в республике составляет 17процентов от общего объема промышленного производства, а доля инвестиций в этот комплекс достигает не более 10процентов (по данным за 2004 год) от суммарных инвестиций в экономику. На 2004 год инвестиции в ТЭК составляют в пределах 15процентов от суммарных инвестиций - 1031877,5 тысяч рублей. Для удовлетворения внутренних энергетических потребностей республики используется 52процентов объема продукции ТЭК (более 7100 тыс. т.у.т.). Более 20процентов (более 1800 тыс. т.у.т.) потребляемых энергоресурсов завозится из-за пределов республики (горюче-смазочные материалы (ГСМ).

Высокая энергоемкость экономики республики обусловлена ее климатическими особенностями, которые имеют объективный характер. Сложность жизнеобеспечения населения республики связана не только с длительной и морозной зимой, но и с большой территорией - более чем три миллиона квадратных километров. Расстояния между населенными пунктами в отдаленных улусах порой составляет 600-700 километров. Слабо развитая транспортная инфраструктура, сезонность завоза основных грузов, нефтепродуктов накладывает дополнительные расходы и трудности в энергообеспечении республики.

Большое негативное влияние на эффективность энергоиспользования оказывают энергорасточительство и бесхозяйственность, плохо налаженный и необустроенный соответствующим приборным парком процесс контроля, учета и регулирования использования топлива и энергии, а также недогрузка производственных мощностей из-за спада объемов производства в последние годы.

Неэффективное использование топлива и энергии в экономике республики обусловлено также несовершенством действующих правовых, финансово-экономических и тарифно-ценовых механизмов, слабо стимулирующих производителей и потребителей энергоресурсов снижать затраты на топливо и энергию. Энергозатратность производств всё в большей степени определяется постоянно возрастающей долей устаревших производственных фондов, изношенностью оборудования, нехваткой квалифицированных кадров в области энергосбережения. Не проводится обучение и пропаганда эффективных методов экономии энергоресурсов среди населения.

Таким образом, в силу объективных причин, в энергетике Республики Саха (Якутия) накопился ряд проблем, требующих безусловного решения, таких, как:

износ оборудования и устаревшие технологии на энергоисточниках;

растущая зависимость экономического положения потребителей топливно-энергетических ресурсов от цен и тарифов;

низкая эффективность производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;

вредное влияние энергосистем на экологию республики.

Совокупность указанных проблем подрывает основу энергетической безопасности республики, оказывает сдерживающее влияние на развитие реального сектора экономики, ухудшает экологическую и социальную обстановку. Для обеспечения энергетической безопасности необходимо вместе с ростом производства энергетических ресурсов осуществлять их активное энергосбережение.

Реализация энергосберегающей стратегии может оказать широкое и многогранное положительное влияние на развитие экономики республики и в том числе на совершенствование производственных, транспортных и коммунально-бытовых технологий, на рост внутреннего валового продукта и, в конечном итоге, на повышение уровня жизни населения.