Проблема энергосбережения в Республике сегодня приобретает особую остроту, так как прирост мощностей минимален, а энергоресурсы используются крайне неэффективно. Подтверждением является тот факт, что показатели спада производства в реальном секторе экономики не сопровождается адекватным снижением энергопотребления. Отсутствие в республике четкой нормативно-правовой базы энергосбережения, единого координирующего центра управления процессом энергосбережения, тяжелое финансово-экономическое положение в республике привели к тому, что работы по энергосбережению не имели желаемой интенсивности и масштабности, велись без определенной Программы и имели разрозненный характер. В период с 1995 по 1999 гг. работы по энергосбережению в Республике Саха (Якутия) осуществлялись в основном в соответствии с Программой энергосбережения России на период до 2000 года в составе Федеральных целевых Программ "Топливо и энергия", утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации в 1993 и 1996 годах.
За указанный период в республике была проделана определенная работа и реализованы проекты, которые можно отнести к разряду энергосберегающих:
В 1993 году была принята пятилетняя Государственная Программа газификации села, реализацию которой осуществляет ГУП "Стройсельгазификация". Программой была предусмотрена газификация сел, расположенных вдоль магистрального газопровода Кысыл-Сыр - Якутск - Покровск, которая была выполнена. Газификация проводилась и проводится в Вилюйском, Кобяйском, Намском, Хангаласском улусах и пригороде г.Якутска. Газифицировано 22 сельских населенных пункта в вышеназванных улусах. В настоящее время работы по газификации продолжаются.
В г. Якутске построен газоперерабатывающий завод. Наряду с получением продукции - сжиженных углеводородных газов (проектная мощность 15,1 тыс. тонн/год), основное назначение ГПЗ - глубокая осушка природного газа и освобождение его от тяжелых углеводородов.
По распоряжению Президента Республики Саха (Якутия) N 235-РП от 03.09.99 на ОАО "Якутгазпром" создан и работает участок по переоборудованию автомашин для работы на сжиженном углеводородном газе. Также переводом машин на газ занимаются фирмы "ГАЗ-автосервис", "АМА", "Якутск-Лада", имеющие соответствующие лицензии. Всего к концу августа 2002 года переоборудовано 2190 автомашин.
Компания АК "Якутскэнерго" осуществила проект по переводу на газ ДЭС в
г. Вилюйске. Экономический эффект составит более 15000 тысяч рублей в год.
Ввод в 1996 году в эксплуатацию ВЛ-110 кВ до п. Хандыга дал возможность высвободить около 20 тысяч тонн дорогостоящего дизельного топлива.
Введен новый режим работы по теплоснабжению г.Якутска - остановка ЯТЭЦ
в летний период, перевод всей нагрузки горячего водоснабжения на ЯГРЭС
в межотопительный период.
В 1999 году начато строительство соединительных тепловых сетей Якутская ТЭЦ - Якутская ГРЭС с целью перераспределения тепловой нагрузки между теплоисточниками и полного использования тепловой мощности ЯГРЭС, которая сегодня остается запертой. Ожидаемый экономический эффект от реализации проекта - 34953,5 тысяч рублей в год.
Ведется строительство ВЛ-220 кВ Мирный-Нюрба протяженностью 373 км. Экономический эффект от ввода в строй первой очереди этой линии Мирный-Крестях составит 35978 тысяч рублей в год, сокращение расхода ГСМ около 3 тысяч тонн за счет вывода в холодный резерв дизельных электростанций в Нюрбе и Верхневилюйске. Срок окупаемости при этом составит 2,6 года.
Налажено производство эффективных оконных и дверных систем с применением стеклопакетов на ряде предприятий: ОАО "АЛРОСА-Леспром", ООО "Масс", ДГУП "Табагинский лесокомбинат", АО "Якутуглестрой" и др.
Освоена технология строительства монолитных каркасных зданий с использованием многослойных стен с эффективными теплоизоляционными слоями.
Начаты работы по разработке эффективных трехслойных стеновых панелей серии 112 и работы по переоснащению технологической линии по их выпуску (АО "ДСК").
Разрабатываются проекты и возведены энергоэффективные здания с оптимальными объемно-планировочными размерами и энергетическим оборудованием, включая автономные котельные с поквартирными системами отопления.
Внедряется опытное производство новых высокоэффективных теплоизолирующих материалов, например: ОАО "Якутгазпром" (цех базальтового волокна, п.Кысыл-Сыр), ООО "Базальт" (супертонкое базальтовое волокно, г.Покровск), АО "Бестяхский завод ЖБИ" (керамзитобетон, минплита, керамзитогравий), ООО "Лена-Экострой" (пеноизол) и другие.
В Республике Саха (Якутия) для систем отопления, для холодного и горячего водоснабжения с 1996 года внедряются долговечные металлопластиковые, полипропиленовые и другие трубы.
По заданию Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) заканчивается разработка (НИИСФ, ЯкутПНИИС, ИФТПС, ЯГУ, ЦЭНЭФ) новых нормативов по теплозащите зданий и энергетического паспорта зданий в части повышения уровня теплозащиты в условиях низких температур.
Накоплен опыт внедрения биогазовых установок для газоснабжения фермерских хозяйств (Институт физико-технических проблем Севера, ЗАО Компания "Северная трасса").
Появился ряд предприятий, получивших лицензии на установку приборов учета воды, тепловой энергии и газа. Примечателен опыт МП "Фотон" (г. Нерюнгри). Ими проделана значительная работа по оснащению жилых и производственных объектов г. Нерюнгри и п. Чульман приборами учета тепловой энергии и воды (оснащено 143 узла теплоучета). Опыт работ выполненных в данном направлении в г. Нерюнгри является для нашей республики показательным.
В мае 1999 года Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) приняло Закон Республики Саха (Якутия) З N 89-II "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии", на основе которого будет сформирована нормативно-правовая база энергосбережения Республики Саха (Якутия).
В июне 1999 года в Территориальном управлении Госэнергонадзора по Республике Саха (Якутия) создан отдел энергосбережения, который занимается проведением обязательных энергетических обследований бюджетных организаций и предприятий, проводит надзор за рациональным и эффективным использованием энергии.
Принята Государственная Программа "Газификация населенных пунктов Республики Саха (Якутия) на период 2002-2006 годы и основные направления газификации до 2010 года".
По итогам проведенных энергетических обследований предприятий и организаций, можно сделать вывод, что необходима разъяснительная информационная работа по вопросам энергосбережения с руководителями организаций и предприятий, бюджетных учреждений. Расчет с энергоснабжающими организациями осуществляется централизованно через бухгалтерии соответствующих управлений. Руководители бюджетных организаций опасаются сокращения лимитов финансовых средств и соответственно лимита на потребление энергоресурсов в случае реализации ими энергосберегающих мероприятий. Большую заинтересованность в энергосбережении показывают предприятия, работающие по хозрасчетной схеме, коммерческие структуры, которые считают каждый заработанный ими рубль (НАК "Саха-Ас", ООО "Дисплей", ООО "Легион" и др.). Они устанавливают счетчики тепловой энергии и воды, переходят на более эффективное автономное отопление и т.д.
Оснащение потребителей приборами учета энергоресурсов, особенно тепловой энергии осуществляется медленными темпами и иногда встречает определенное противодействие со стороны энергоснабжающих организаций, которым выгодно, чтобы потребители оплачивали энергоресурсы по расчетной или установленной мощности. Уровень сервиса фирм, занимающихся установкой приборов учета тепловой энергии и воды, оставляет желать лучшего. Чаще всего дело ограничивается монтажными работами по установке приборов учета. Договора на дальнейшее сервисное обслуживание не заключаются или по заключенным договорам не производится оплата за обслуживание. В итоге по городу Якутску более 50процентов установленных узлов теплового учета не работают. Из-за отсутствия универсального проливного стенда имеются проблемы с прохождением плановой госпроверки приборов в Якутском Центре стандартизации и метрологии.
Потребовалось время для понимания того, что энергосбережение - это не узкоотраслевая задача, что проблема экономии топливно-энергетических ресурсов не решается без интеллектуальной и инженерной поддержки, без законодательной поддержки на федеральном и региональном уровнях.