Конечным результатом выполнения республиканской целевой Программы "Энергосбережение в Республике Саха (Якутия) на 2005-2006 годы и на перспективу до 2010 года" будет поэтапный перевод экономики республики на энергосберегающий путь развития с учетом изменяющихся экономических условий в стране. Программа должна содействовать превращению энергосбережения в решающий фактор улучшения социальных условий жизни населения, решению экономических задач и удовлетворению спроса на энергетические ресурсы по мере развития экономики. За счет энергосбережения удастся снизить нагрузку на топливно-энергетический комплекс республики, высвободить ресурсы тепловой и электрической энергии и использовать их для повышения надежности энергообеспечения, в первую очередь населения республики, способствовать успешному проведению жилищно-коммунальной реформы.
В процессе реализации Программы будут получены следующие конечные результаты:
1. Общая величина сэкономленных за период 2005-2006 годы и до 2010 года энергетических ресурсов достигнет 2568,25 тыс. т.у.т. На первом этапе, в 2005-2006 годы, экономия энергоресурсов составит 1540,95 тыс.т.у.т в год.
Будет развернуто оснащение потребителей приборами и системами учета и р Программы внедрения новых энергосберегающих технологий, применение энергетически эффективного оборудования, конструкций и материалов.
2. Сокращение потребности экономики и населения республики в топливе и энергии в результате реализации Программы позволит снизить энергоемкость ВВП к концу 2008 года на 5-8 процентов. Действие этого фактора будет способствовать росту национального дохода к концу реализации Программы до 10 процентов.
3. Затраты на реализацию Программы энергосбережения оцениваются в период 2005-2006 годов в 8144,7 млн. рублей, без учета высокозатратных мероприятий по реконструкции основных фондов отрасли Электроэнергетики - 4328,5 млн. рублей.
Необходимые капитальные вложения формируются в основном за счет кредитных ресурсов и использования рыночных механизмов и основных фондов предприятий и организаций различных форм собственности. Государственная финансовая поддержка осуществляется в основном из внебюджетных ресурсов республики при участии в ряде случаев федерального бюджета. Доля республиканского бюджета в общем объеме затрат предусмотрена на уровне 66,4 процентов.
4. Экономическая эффективность настоящей Программы определяется главным образом стоимостью сэкономленных энергоресурсов, которая в ценах 2001 года за период
2005-2006 гг. и до 2010 г. составит 3,98 млрд. рублей, или в среднем 497,5 млн. рублей в год при среднегодовых затратах на реализацию Программы в 1018 млн. рублей. На каждый вложенный в Программу энергосбережения 1 рубль затрат ожидается прибыль в 0,5 рубля при сроке окупаемости инвестиционных среднесрочных энергосберегающих проектов в 1,5-2 года и долгосрочных - 3-5 лет.
5. Приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов сэкономит для бюджетов всех уровней до 165 млн. рублей или 41,25 млн. рублей в год, а к концу срока реализации Программы с учетом энергосбережения в жилых и общественных зданиях годовая экономия бюджетных средств достигнет 534,25 млн. рублей.
Указанные мероприятия увязаны по срокам с реформой жилищно-коммунального хозяйства и обеспечит, при сохранении тарифов для населения, сокращение бюджетных дотаций на 42 процентов.Это позволит в период 2006-2008 годов почти полностью прекратить дотации на оплату тепла.
6. Предусмотренное Программой вовлечение в хозяйственный оборот местных и нетрадиционных возобновляемых энергоресурсов, обеспечение учета и регулирование расхода энергоносителей, техническое перевооружение производства с целью снижения его энергоемкости и повышения конкурентоспособности продукции республики позволит создать новые рабочие места и закрепить на местах кадры специалистов.
Для достижения этих результатов необходимо ввести в действие, начиная
с 2006 года, ряд следующих нормативов и механизмов стимулирования энергосбережения:
органам исполнительной власти республики необходимо предусматривать при разработке проектов республиканского бюджета на 2005-2006 годы и до 2010 года выделение предусмотренных данной Программой средств на финансирование энергосберегающих мероприятий;
создание республиканской нормативно-правовой базы энергосбережения, системы консолидации внебюджетных средств и управление энергосбережением в республике;
усилить работу по сертификации топливо-энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, а также энергетических ресурсов;
предусматривать при формировании проектов республиканского бюджета выделение в состав затрат на содержание организаций, финансируемых из республиканского бюджета отдельной строкой средств на оплату потребляемых ими топливно-энергетических ресурсов, включая затраты на оснащение занимаемыми ими зданий и сооружений современными приборами и системами регулирования и учета потребляемой электрической и тепловой энергии, природного газа, горячей и холодной воды;
поручить Республиканской энергетической комиссии при установлении цен (тарифов) на энергоносители учитывать возможность их снижения за счет имеющегося потенциала энергосбережения в энергоснабжающих (энергопроизводящих) организациях;
установить, что затраты на энергосбережение относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) в составе затрат некапитального характера, связанных с совершенствованием технологий и организаций производства, а также с улучшением качества продукции, повышением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности, энергоэффективности и других эксплуатационных свойств, осуществляемых в ходе производственного процесса;
определить, начиная с 2006 года величину и сроки трансфертов районам и городам с учетом соблюдения ими стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и результатов выполнения улусных и городских Программ энергосбережения, согласованных с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), имея ввиду, что величина этих трансфертов не должна снижаться в течении двух лет, если достигнутая экономия бюджетных средств образуется в результате реализации улусной, городской Программы энергосбережения, утвержденной и согласованной в установленном порядке. Результаты реализации улусных и городских Программ должны быть подтверждены Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия);
при осуществлении мер селективной поддержки малообеспеченных групп населения при оплате ими потребляемых жилищно-коммунальных услуг предусматривать направление выделяемых на эти цели средств на замену неэкономичного и устаревшего санитарно-технического оборудования и на услуги по его ремонту, а также на услуги по утеплению жилого фонда и проведению других мероприятий по энергосбережению;
ускорить, в связи с возложением на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) функций государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов в республике, формирование системы такого надзора, возложив на него:
а) осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
б) проведение энергетических обследований организаций;
в) проведение энергетической экспертизы проектной документации для строительства;
г) лицензирование видов деятельности предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса;
д) надзор за безопасной эксплуатацией энергетических установок.