ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2005 года N 585
Об утверждении республиканской целевой программы "Энергоснабжение Республики Саха (Якутия) на период 2005-2006 годы и перспективу до 2010 года"
УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 08.06.2007 N 241
B соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 06.05.1999 N 89-II "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии" и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2002 N 256 "Об упорядочении Республиканских целевых программ" Правительство Республики Саха (Якутия)
постановляет:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Энергосбережение Республики Саха (Якутия) на период 2005-2006 годы и на перспективу до 2010 года" (далее - Программа) с подпрограммами: "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве" (приложение N 1), "Энергосбережение в бюджетной сфере и жилом фонде (приложение N 2), "Энергосбережение в области электроэнергетики" (приложение N 3), "Энергосбережение в строительном комплексе" (приложение N 4), "Энергосбережение в топливной промышленности" (приложение N 5).
2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы и подпрограмм Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия).
3. Министерству образования Республики Саха (Якутия) (Габышева Ф.В.), Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (Борисов А.С), Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Александров В.Л.) принять участие в реализации Программы, в срок до 1 апреля 2006 года разработать и утвердить соответствующие программы по энергосбережению отрасли, с учетом данной Программы.
4. Главам муниципальных образований городов и улусов (районов) Республики Саха (Якутия) рекомендовать принять участие в реализации Программы, в срок до 1 апреля 2006 года разработать и утвердить соответствующие программы по энергосбережению улуса (города), с учетом данной Программы.
5. Установить, что мероприятия Программы и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей федерального, республиканского (в том числе инвестиционного), местного бюджетов.
6. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Антоненко А.А.), Министерству промышленности Республики Саха (Якутия) (Стручков А.А.), Министерству строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) (Дереповский С.Я.) ежегодно направлять в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) перечень мероприятий Программы, подлежащих финансированию из федерального, республиканского, местного бюджетов и осуществлять контроль за их реализацией.
7. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Ефимов В.П.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Николаев А.С.), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Антоненко А.А.), Министерству промышленности Республики Саха (Якутия) (Стручков А.А.), Министерству строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) (Дереповский С.Я.) при формировании проекта Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и Инвестиционной программы на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию программных мероприятий.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Г.Ф. Алексеева.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е. БОРИСОВ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Энергосбережение в Республике Саха (Якутия) на период 2005 - 2006 годы и перспективу до 2010 года"
Наименование Программы | Республиканская целевая Программа "Энергосбережение Республики Саха (Якутия) на период 2005-2006 годы и на перспективу до 2010 года" |
Нормативно-правовые основы разработки Программы | Закон Российской Федерации |
Государственный заказчик-координатор Программы | Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) |
Основные разработчики Программы | Межведомственная рабочая группа с привлечением специалистов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я); |
Цели и задачи Программы | Основная цель: |
Сроки и этапы реализации Программы | 2005-2006 годы и на перспективу до 2010 года, в том числе: I этап реализации Программы - 2005-2006 годы; |
Перечень основных мероприятий и подпрограмм | Основные мероприятия: |
Исполнители Программы | Министерства и ведомства Республики Саха (Якутия), органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченные ими хозяйствующие субъекты, предприятия и организации, акционерные общества |
Объемы и источники финансирования Программы | Государственная финансовая поддержка: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Создание нормативно-правовой, методической базы и формирование финансово-экономического механизма энергосбережения на республиканском уровне. |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы | Уровень сертификации и стандартизации энергосбережения. |
Организация контроля за реализацией Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия), Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном для контроля за реализацией республиканских целевых Программ. |
Настоящая Программа выполнена в соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) "О разработке Государственной целевой Программы "Энергосбережение в Республике Саха (Якутия) на 2005 - 2006 годы и на перспективу до 2010 года" от 28.06.2002 N 842-р и на основании Закона Республики Саха (Якутия) от 06.05.1999 N 89-II "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии".
Необходимость в разработке подобной Программы возникла давно и вызвана рядом объективных причин, основными из которых являются напряженное состояние в топливно-энергетическом комплексе республики и низкая энергетическая эффективность экономики нашей республики. Эти причины тесно друг с другом взаимосвязаны, взаимозависимы.
Затраты Республики Саха (Якутия) на удовлетворение своих потребностей в топливе и энергии очень велики. Доля продукции топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в республике составляет 17процентов от общего объема промышленного производства, а доля инвестиций в этот комплекс достигает не более 10процентов (по данным за 2004 год) от суммарных инвестиций в экономику. На 2004 год инвестиции в ТЭК составляют в пределах 15процентов от суммарных инвестиций - 1031877,5 тысяч рублей. Для удовлетворения внутренних энергетических потребностей республики используется 52процентов объема продукции ТЭК (более 7100 тыс. т.у.т.). Более 20процентов (более 1800 тыс. т.у.т.) потребляемых энергоресурсов завозится из-за пределов республики (горюче-смазочные материалы (ГСМ).
Высокая энергоемкость экономики республики обусловлена ее климатическими особенностями, которые имеют объективный характер. Сложность жизнеобеспечения населения республики связана не только с длительной и морозной зимой, но и с большой территорией - более чем три миллиона квадратных километров. Расстояния между населенными пунктами в отдаленных улусах порой составляет 600-700 километров. Слабо развитая транспортная инфраструктура, сезонность завоза основных грузов, нефтепродуктов накладывает дополнительные расходы и трудности в энергообеспечении республики.
Большое негативное влияние на эффективность энергоиспользования оказывают энергорасточительство и бесхозяйственность, плохо налаженный и необустроенный соответствующим приборным парком процесс контроля, учета и регулирования использования топлива и энергии, а также недогрузка производственных мощностей из-за спада объемов производства в последние годы.
Неэффективное использование топлива и энергии в экономике республики обусловлено также несовершенством действующих правовых, финансово-экономических и тарифно-ценовых механизмов, слабо стимулирующих производителей и потребителей энергоресурсов снижать затраты на топливо и энергию. Энергозатратность производств всё в большей степени определяется постоянно возрастающей долей устаревших производственных фондов, изношенностью оборудования, нехваткой квалифицированных кадров в области энергосбережения. Не проводится обучение и пропаганда эффективных методов экономии энергоресурсов среди населения.
Таким образом, в силу объективных причин, в энергетике Республики Саха (Якутия) накопился ряд проблем, требующих безусловного решения, таких, как:
износ оборудования и устаревшие технологии на энергоисточниках;
растущая зависимость экономического положения потребителей топливно-энергетических ресурсов от цен и тарифов;
низкая эффективность производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;
вредное влияние энергосистем на экологию республики.
Совокупность указанных проблем подрывает основу энергетической безопасности республики, оказывает сдерживающее влияние на развитие реального сектора экономики, ухудшает экологическую и социальную обстановку. Для обеспечения энергетической безопасности необходимо вместе с ростом производства энергетических ресурсов осуществлять их активное энергосбережение.
Реализация энергосберегающей стратегии может оказать широкое и многогранное положительное влияние на развитие экономики республики и в том числе на совершенствование производственных, транспортных и коммунально-бытовых технологий, на рост внутреннего валового продукта и, в конечном итоге, на повышение уровня жизни населения.
Проблема энергосбережения в Республике сегодня приобретает особую остроту, так как прирост мощностей минимален, а энергоресурсы используются крайне неэффективно. Подтверждением является тот факт, что показатели спада производства в реальном секторе экономики не сопровождается адекватным снижением энергопотребления. Отсутствие в республике четкой нормативно-правовой базы энергосбережения, единого координирующего центра управления процессом энергосбережения, тяжелое финансово-экономическое положение в республике привели к тому, что работы по энергосбережению не имели желаемой интенсивности и масштабности, велись без определенной Программы и имели разрозненный характер. В период с 1995 по 1999 гг. работы по энергосбережению в Республике Саха (Якутия) осуществлялись в основном в соответствии с Программой энергосбережения России на период до 2000 года в составе Федеральных целевых Программ "Топливо и энергия", утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации в 1993 и 1996 годах.
За указанный период в республике была проделана определенная работа и реализованы проекты, которые можно отнести к разряду энергосберегающих:
В 1993 году была принята пятилетняя Государственная Программа газификации села, реализацию которой осуществляет ГУП "Стройсельгазификация". Программой была предусмотрена газификация сел, расположенных вдоль магистрального газопровода Кысыл-Сыр - Якутск - Покровск, которая была выполнена. Газификация проводилась и проводится в Вилюйском, Кобяйском, Намском, Хангаласском улусах и пригороде г.Якутска. Газифицировано 22 сельских населенных пункта в вышеназванных улусах. В настоящее время работы по газификации продолжаются.
В г. Якутске построен газоперерабатывающий завод. Наряду с получением продукции - сжиженных углеводородных газов (проектная мощность 15,1 тыс. тонн/год), основное назначение ГПЗ - глубокая осушка природного газа и освобождение его от тяжелых углеводородов.
По распоряжению Президента Республики Саха (Якутия) N 235-РП от 03.09.99 на ОАО "Якутгазпром" создан и работает участок по переоборудованию автомашин для работы на сжиженном углеводородном газе. Также переводом машин на газ занимаются фирмы "ГАЗ-автосервис", "АМА", "Якутск-Лада", имеющие соответствующие лицензии. Всего к концу августа 2002 года переоборудовано 2190 автомашин.
Компания АК "Якутскэнерго" осуществила проект по переводу на газ ДЭС в
г. Вилюйске. Экономический эффект составит более 15000 тысяч рублей в год.
Ввод в 1996 году в эксплуатацию ВЛ-110 кВ до п. Хандыга дал возможность высвободить около 20 тысяч тонн дорогостоящего дизельного топлива.
Введен новый режим работы по теплоснабжению г.Якутска - остановка ЯТЭЦ
в летний период, перевод всей нагрузки горячего водоснабжения на ЯГРЭС
в межотопительный период.
В 1999 году начато строительство соединительных тепловых сетей Якутская ТЭЦ - Якутская ГРЭС с целью перераспределения тепловой нагрузки между теплоисточниками и полного использования тепловой мощности ЯГРЭС, которая сегодня остается запертой. Ожидаемый экономический эффект от реализации проекта - 34953,5 тысяч рублей в год.
Ведется строительство ВЛ-220 кВ Мирный-Нюрба протяженностью 373 км. Экономический эффект от ввода в строй первой очереди этой линии Мирный-Крестях составит 35978 тысяч рублей в год, сокращение расхода ГСМ около 3 тысяч тонн за счет вывода в холодный резерв дизельных электростанций в Нюрбе и Верхневилюйске. Срок окупаемости при этом составит 2,6 года.
Налажено производство эффективных оконных и дверных систем с применением стеклопакетов на ряде предприятий: ОАО "АЛРОСА-Леспром", ООО "Масс", ДГУП "Табагинский лесокомбинат", АО "Якутуглестрой" и др.
Освоена технология строительства монолитных каркасных зданий с использованием многослойных стен с эффективными теплоизоляционными слоями.
Начаты работы по разработке эффективных трехслойных стеновых панелей серии 112 и работы по переоснащению технологической линии по их выпуску (АО "ДСК").
Разрабатываются проекты и возведены энергоэффективные здания с оптимальными объемно-планировочными размерами и энергетическим оборудованием, включая автономные котельные с поквартирными системами отопления.
Внедряется опытное производство новых высокоэффективных теплоизолирующих материалов, например: ОАО "Якутгазпром" (цех базальтового волокна, п.Кысыл-Сыр), ООО "Базальт" (супертонкое базальтовое волокно, г.Покровск), АО "Бестяхский завод ЖБИ" (керамзитобетон, минплита, керамзитогравий), ООО "Лена-Экострой" (пеноизол) и другие.
В Республике Саха (Якутия) для систем отопления, для холодного и горячего водоснабжения с 1996 года внедряются долговечные металлопластиковые, полипропиленовые и другие трубы.
По заданию Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) заканчивается разработка (НИИСФ, ЯкутПНИИС, ИФТПС, ЯГУ, ЦЭНЭФ) новых нормативов по теплозащите зданий и энергетического паспорта зданий в части повышения уровня теплозащиты в условиях низких температур.
Накоплен опыт внедрения биогазовых установок для газоснабжения фермерских хозяйств (Институт физико-технических проблем Севера, ЗАО Компания "Северная трасса").
Появился ряд предприятий, получивших лицензии на установку приборов учета воды, тепловой энергии и газа. Примечателен опыт МП "Фотон" (г. Нерюнгри). Ими проделана значительная работа по оснащению жилых и производственных объектов г. Нерюнгри и п. Чульман приборами учета тепловой энергии и воды (оснащено 143 узла теплоучета). Опыт работ выполненных в данном направлении в г. Нерюнгри является для нашей республики показательным.
В мае 1999 года Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) приняло Закон Республики Саха (Якутия) З N 89-II "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии", на основе которого будет сформирована нормативно-правовая база энергосбережения Республики Саха (Якутия).
В июне 1999 года в Территориальном управлении Госэнергонадзора по Республике Саха (Якутия) создан отдел энергосбережения, который занимается проведением обязательных энергетических обследований бюджетных организаций и предприятий, проводит надзор за рациональным и эффективным использованием энергии.
Принята Государственная Программа "Газификация населенных пунктов Республики Саха (Якутия) на период 2002-2006 годы и основные направления газификации до 2010 года".
По итогам проведенных энергетических обследований предприятий и организаций, можно сделать вывод, что необходима разъяснительная информационная работа по вопросам энергосбережения с руководителями организаций и предприятий, бюджетных учреждений. Расчет с энергоснабжающими организациями осуществляется централизованно через бухгалтерии соответствующих управлений. Руководители бюджетных организаций опасаются сокращения лимитов финансовых средств и соответственно лимита на потребление энергоресурсов в случае реализации ими энергосберегающих мероприятий. Большую заинтересованность в энергосбережении показывают предприятия, работающие по хозрасчетной схеме, коммерческие структуры, которые считают каждый заработанный ими рубль (НАК "Саха-Ас", ООО "Дисплей", ООО "Легион" и др.). Они устанавливают счетчики тепловой энергии и воды, переходят на более эффективное автономное отопление и т.д.
Оснащение потребителей приборами учета энергоресурсов, особенно тепловой энергии осуществляется медленными темпами и иногда встречает определенное противодействие со стороны энергоснабжающих организаций, которым выгодно, чтобы потребители оплачивали энергоресурсы по расчетной или установленной мощности. Уровень сервиса фирм, занимающихся установкой приборов учета тепловой энергии и воды, оставляет желать лучшего. Чаще всего дело ограничивается монтажными работами по установке приборов учета. Договора на дальнейшее сервисное обслуживание не заключаются или по заключенным договорам не производится оплата за обслуживание. В итоге по городу Якутску более 50процентов установленных узлов теплового учета не работают. Из-за отсутствия универсального проливного стенда имеются проблемы с прохождением плановой госпроверки приборов в Якутском Центре стандартизации и метрологии.