Недействующий

О Республиканской целевой программе Старшее поколение на 2003-2005 годы

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения пожилых людей в Республике Саха (Якутия), учитывается, что средний возраст населения республики устойчиво увеличивается. Так, по данным Госкомстата Республики Саха (Якутия) средний возраст населения республики в динамике последних лет составлял:

1998 год-30,6 лет;

1999 год-30,9 лет;

2000 год-31,3 лет;

2001 гол- 31,6 лет,

2002 год -31,9 лет.

На фоне уменьшения общей численности населения республики, увеличивается доля людей пожилого и старческого возраста, что обуславливает дальнейшее развитие процесса старения населения. По данным Госкомстата Республики Саха (Якутия) в Республике Саха (Якутия) количество граждан пожилого и старческого возраста составляло:

1998 год - 100345 человек (9,9% от общей численности населения);

1999 год - 100909 человек (10,1% от общей численности населения);

2000 гол - 101576 человек (10,3% от общей численности населения);

2001 год- 103885 человек (10,6% от общей численности населения);

2002 год - 104947 человек (10,7% от общей численности населения).

Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. При этом ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.

Масштабный характер приобретают негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.

Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.

Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания и физкультурно-оздоровительной работы недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.

Неблагоприятная тенденция наблюдается и в системе стационарного и полустационарного социального обслуживания граждан старшего поколения. За последние 5 лет число стационарных учреждений социального обслуживания несколько увеличилось за счет открытия маломестных улусных домов интернатов на 20-30 мест:

1998 год - 16 домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

1999 год- 17 домов-интернатов для престарелых и инвалидеов;

2000 год - 19 домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

2001 год - 20 домов-интернатов для престарелых инвалидов.

На начало 2002 года в Республике Саха (Якутия) функционирует 21 стационарное учреждение социального обслуживания общего типа на 925 койко-мест. Кроме стационарного социального обслуживания, одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставляются социальные услуги в надомных условиях. Развернутая сеть отделений социального обслуживания на дому составляет в настоящее время 38 отделений (по одному в каждом улусе и 4 отделения в г. Якутске). При этом обеспеченность учреждениями социального обслуживания в Республике Саха (Якутия) на сегодняшний день составляет 40% от необходимого нормативного количества данных учреждении (в среднем по Российской федерации - 70 %). Поэтому в настоящее время потребность граждан пожилого возраста в предоставлении как стационарного, так и надомного социального обслуживания в республике сохраняется и ежегодно увеличивается. Так, численность лиц, состоящих на очереди на поступление в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, а также для принятия на надомное обслуживание составляла:

В дома-интернаты На надомное обслуживание

1998 год 64 человека 140 человек

1999 год 68 человек 367 человек

2000 год 74 человека 457 человек

2001 год 87 человек 535 человек

2002 год 89 человек 548 человек