ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2002 года N 579
О Республиканской целевой программе Старшее поколение на 2003-2005 годы
УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 08.06.2007 N 241
(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление Правительства РС(Я) от 09.06.2005 N 326)
В целях реализации Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", в соответствии с федеральной целевой программой "Старшее поколение" на 2002-2004 годы, во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2002 N 256 "Об упорядочении республиканских целевых программ" и необходимостью осуществления комплекса мероприятий, направленных на улучшение положения граждан старшего поколения в современных условиях, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Старшее поколение" на 2003-2005 годы.
2. Определить государственным заказчиком и координатором Программы Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (Песковская 10.Л.).
3. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Данилов В.Д.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (Песковская Ю.А.), Министерству строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия) (Буслаев Ю.Н.) при формировании проектов Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2003-2005 годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ и ежегодно уточнять размер ассигнований, выделяемых на ее реализацию, с учетом возможностей Государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.И. Михайлову.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
С.Назаров
Якутск 2002 год
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Старшее поколение" на 2003-2005 годы |
Анализ социально-демографической ситуации в Республике Саха (Якутия) за последние годы показывает, что в республике, как и в России в целом, отмечается устойчивая тенденция к увеличению численности лиц пожилого и старческого возраста В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.
Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
Повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения, усиление их правовой защиты, предоставление социальных услуг и адресной помощи, способствующих обеспечению нормальной жизнедеятельности, остаются одними из основных целен государственной социальной политики.
Республиканская целевая программа "Старшее поколение" на 2003-2005 годы (далее именуется - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2002 N 256 "Об упорядочении республиканских целевых программ", в соответствии с федеральной целевой программой "Старшее поколение" на 2002-2004 годы и направлена на реализацию основных направлений государственной политики в области социальной защиты граждан старшего поколения.
При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения пожилых людей в Республике Саха (Якутия), учитывается, что средний возраст населения республики устойчиво увеличивается. Так, по данным Госкомстата Республики Саха (Якутия) средний возраст населения республики в динамике последних лет составлял:
1998 год-30,6 лет;
1999 год-30,9 лет;
2000 год-31,3 лет;
2001 гол- 31,6 лет,
2002 год -31,9 лет.
На фоне уменьшения общей численности населения республики, увеличивается доля людей пожилого и старческого возраста, что обуславливает дальнейшее развитие процесса старения населения. По данным Госкомстата Республики Саха (Якутия) в Республике Саха (Якутия) количество граждан пожилого и старческого возраста составляло:
1998 год - 100345 человек (9,9% от общей численности населения);
1999 год - 100909 человек (10,1% от общей численности населения);
2000 гол - 101576 человек (10,3% от общей численности населения);
2001 год- 103885 человек (10,6% от общей численности населения);
2002 год - 104947 человек (10,7% от общей численности населения).
Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. При этом ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.
Масштабный характер приобретают негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.
Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.
Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания и физкультурно-оздоровительной работы недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
Неблагоприятная тенденция наблюдается и в системе стационарного и полустационарного социального обслуживания граждан старшего поколения. За последние 5 лет число стационарных учреждений социального обслуживания несколько увеличилось за счет открытия маломестных улусных домов интернатов на 20-30 мест:
1998 год - 16 домов-интернатов для престарелых и инвалидов;
1999 год- 17 домов-интернатов для престарелых и инвалидеов;
2000 год - 19 домов-интернатов для престарелых и инвалидов;
2001 год - 20 домов-интернатов для престарелых инвалидов.
На начало 2002 года в Республике Саха (Якутия) функционирует 21 стационарное учреждение социального обслуживания общего типа на 925 койко-мест. Кроме стационарного социального обслуживания, одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставляются социальные услуги в надомных условиях. Развернутая сеть отделений социального обслуживания на дому составляет в настоящее время 38 отделений (по одному в каждом улусе и 4 отделения в г. Якутске). При этом обеспеченность учреждениями социального обслуживания в Республике Саха (Якутия) на сегодняшний день составляет 40% от необходимого нормативного количества данных учреждении (в среднем по Российской федерации - 70 %). Поэтому в настоящее время потребность граждан пожилого возраста в предоставлении как стационарного, так и надомного социального обслуживания в республике сохраняется и ежегодно увеличивается. Так, численность лиц, состоящих на очереди на поступление в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, а также для принятия на надомное обслуживание составляла:
В дома-интернаты На надомное обслуживание
1998 год 64 человека 140 человек
1999 год 68 человек 367 человек
2000 год 74 человека 457 человек
2001 год 87 человек 535 человек
2002 год 89 человек 548 человек
В связи с этим актуальным остается вопрос дальнейшего развития сети учреждений, предоставляющих социальные услуги гражданам старшего поколения, укрепление и обновление материально-технической базы учреждений. Большой износ зданий и оборудования стационарных учреждений, недостаточное текущее бюджетное финансирование отрицательно сказываются на организации качественной медико-социальной помощи и реабилитации проживающих в учреждениях. Анализ фактического финансирования республиканских домов-интернатов по статье "Приобретение предметов длительного пользования" за последние годы показывает, что финансирование осуществляется не в полном объеме и не отвечает реальным потребностям учреждений:
2000 год | Потребность | Утв.бюдж.ассигнования | Фактич.финансир-е | ||||
3920,0 | 1040,0 | 3157,0 |
При этом в настоящее время в стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей требуется создание более комфортных условии проживания, предоставление высококачественных услуг реабилитационной и социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни.
Хотя в последние годы отмечалось устойчивое внимание к нуждам и запросам граждан пожилого возраста как на федеральном, так и на региональном уровне, положение пожилых людей нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач. Разработка и осуществление мероприятий Программы позволит скоординировать деятельность органов государственной власти, организаций и общественных объединений по реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.
Реализация мероприятий Программы рассчитана на 2003-2005 годы.
Основной целью Программы является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых людей в жизни о6щества.
Указанная цель соответствует глобальной стратегии мирового сообщества - обеспечить достойное существование пожилых людей путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг;
разработка новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества;
содействие повышению уровня социальной адаптации пожилых людей, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов,
поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;
содействие процессу социальной интеграции пожилых людей с привлечением учреждений социальной сферы, общественных организаций и объединений;
проведение научных исследований по приоритетным проблемам граждан старшего поколения;
создание в республике научно-практической, методологической и информационной базы по вопросам геронтологии.
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых людей, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества (приложение N 2 к Программе).
Перечень мероприятий Программы формировался на основе приоритетности и необходимости тех или иных мероприятий, с учетом финансовых затрат на их реализацию. Перечень мероприятий состоит из 3-х основных разделов:
1. Организационно-правовые и научно-методологические вопросы социальной защиты граждан старшего поколения.
2. Меры по улучшению положения граждан старшего поколения.
3. Меры по повышению роли граждан старшего поколения в общественной жизни.
На устойчивое функционирование системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и повышение информированности пожилых людей о своих правах направлено проведение систематизации нормативной правовой базы в области социальной зашиты граждан старшего поколения. Проведение научных исследований по ключевым проблемам старения населения и положения пожилых людей на Севере позволит эффективно внедрять в практику положительные результаты проведенных исследований.
Намечено продолжить на качественно новом уровне закупки и поставки оборудования и автотранспортных средств для учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста. В частности, предусматривается укрепить их материально-техническую базу за счет поставки оборудования для отделений трудотерапии и лечебно-трудовых мастерских, технологического оборудования для оказания социально-бытовых услуг в стационарных условиях
Предполагается осуществление мероприятий по оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности граждан старшего поколения, а также мероприятий по поддержке деятельности общественных объединении и интересах пожилых людей.
Включенные в перечень мероприятий республиканские конкурсы профессионального мастерства работников социального обслуживания, курсы повышения квалификации социальных работников направлены на совершенствование их профессиональной деятельности, повышение общественной значимости труда работников социальной сферы.
Скоординированное проведение республиканских научно-практических конференций и семинаров явится выражением внимания общества к проблематике старения населения и положению пожилых людей, станет стимулом для дальнейшего развития профильных научных исследований и обменов в этой области.