"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Республики Саха (Якутия)" республиканской целевой программы "Жилище" на 2007-2009 годы
Наименование Подпрограммы | Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Республики Саха (Якутия)" республиканской целевой программы "Жилище" на 2007-2009 годы |
Основание для разработки Подпрограммы | Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 |
Государственный заказчик | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в части мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов) - Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) |
Разработчик Подпрограммы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) |
Цели и задачи Подпрограммы | Цель - повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации в республике, создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения частных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | Снижение общего износа основных фондов коммунального сектора с 70% до уровня: |
Сроки реализации Подпрограммы | 2007-2009 годы |
Объемы и источники финансирования | Общая стоимость инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2007-2009 годах - 4,253 млрд. рублей, в том числе средства: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности | Сокращение износа объектов коммунальной инфраструктуры. |
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры является одной из основных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). В рамках республиканской целевой программы "Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы" действовали подпрограммы "Модернизация и техническое перевооружение объектов жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы" и "Ремонтная программа жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы". Основной целью этих подпрограмм являлось повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных инженерных систем жизнеобеспечения населения путем модернизации и технического перевооружения объектов ЖКХ.
В соответствии с механизмом реализации подпрограмм средства республиканского и федерального бюджетов, средства предприятий направлялись на финансирование мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Также в качестве источников финансирования подпрограмм рассматривались и кредитные заемные средства.
За период реализации подпрограмм в 2002-2005 годах были достигнуты определенные позитивные результаты:
удалось преодолеть падение надежности работы жилищно-коммунального комплекса;
стабилизировалось финансовое положение организаций коммунального комплекса;
в коммунальном секторе появились крупные компании, готовые взять на себя ответственность за предоставление качественных коммунальных услуг.
В то же время качественного изменения ситуации достигнуть не удалось. Одна из причин этого состоит в низкой эффективности бюджетных расходов на жилищно-коммунальный сектор. Средства республиканского бюджета расходовались без четких критериев принятия решений на финансирование проектов модернизации коммунальной инфраструктуры на безвозвратной основе, что не способствовало привлечению в сектор частных инвестиций.
Принятие пакета законов, направленных на повышение доступности жилья, в частности Закона "Об основах тарифного регулирования организаций коммунального комплекса" и Закона "О концессионных соглашениях", коренным образом изменило нормативную ситуацию в коммунальном секторе, создало четкие правовые предпосылки для формирования партнерских отношений власти и бизнеса в коммунальном секторе. В связи с этим возникла необходимость при сохранении преемственности переформулировать цели, задачи и мероприятия подпрограмм для придания дополнительного импульса в проведении рыночных преобразований, ориентированных в первую очередь на модернизацию коммунальной инфраструктуры за счет привлечения частных кредитов и инвестиций.
Помимо участия в финансировании инвестиционных проектов, республике необходимо активно создавать институциональные условия для повышения эффективности работы организаций коммунального комплекса и обеспечения инвестиционной привлекательности сектора для частного капитала.
В связи с этим сформирована подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Республики Саха (Якутия)" республиканской целевой программы "Жилище" на 2007-2009 годы (далее именуется - Подпрограмма), предусматривающая повышение качества коммунальных услуг для населения, а также создание условий, необходимых для привлечения частного бизнеса и частных инвестиций в управление и модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Одним из приоритетов жилищной политики республики является создание, обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
В настоящее время деятельность коммунального сектора Якутии характеризуется неудовлетворительным качеством коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются:
высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса;
нехватка мощностей для обеспечения комфортных условий проживания;
неэффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, преобладание административных, не рыночных отношений.
Высокий уровень износа основных фондов в коммунальном секторе вызван, в первую очередь, проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальные финансовые потребности организаций коммунального комплекса в обновлении основных фондов. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Это стало причиной несоответствия качества предоставляемых коммунальных услуг объемам финансовых средств, выделяемых на их предоставление. Высокие инвестиционные риски, несовершенство договорных отношений и процедур тарифного регулирования препятствуют привлечению частных инвестиций в коммунальный сектор.
Следствием высокого износа основных фондов в коммунальном секторе является низкое качество коммунальных услуг, не соответствующее требованиям потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 70%.
Причинами высокого уровня износа являются недостаточное финансирование ремонтных работ и явное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных средств даже минимальным потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к лавинообразному накапливанию недоремонта и падению надежности коммунальных систем.
Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения достигают 38% от поданной в сеть воды. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения республики питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Более 80% водопроводов с забором из поверхностных водных источников, обеспечивающих 90% потребностей в воде в городах и поселках городского типа и около 40% в сельской местности, не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полноты обеззараживания и очистки воды. Повышается уровень заболеваемости кишечными инфекциями.
Ветхое состояние теплоэнергетического хозяйства становится причиной аварийного отключения теплоснабжения домов в зимний период.
При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возрастала. Основной причиной несоответствия стоимости коммунальных услуг их качеству является отсутствие у коммунальных предприятий стимулов к повышению эффективности производства и снижению издержек. При существующей системе тарифного регулирования, административном ограничении хозяйственной самостоятельности, организациям коммунального комплекса выгодно наращивать, а не снижать собственные издержки. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к увеличению износа основных фондов.
Еще одной причиной высокой степени износа основных фондов является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для коммунальных предприятий. Как следствие, у организаций коммунального комплекса нет возможности осуществить проекты по модернизации и реконструкции без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных средств, заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды и тепловой энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей. Вследствие высокого износа основных фондов суммарные потери в тепловых сетях достигают 36% от произведенной тепловой энергии. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют 10-15%.