Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы "Жилище" на 2007-2009 годы

НА 2007-2009 ГОДЫ


"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Республики Саха (Якутия)" республиканской целевой программы "Жилище" на 2007-2009 годы

Наименование Подпрограммы

Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Республики Саха (Якутия)" республиканской целевой программы "Жилище" на 2007-2009 годы

Основание для разработки Подпрограммы

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865
 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище"
на 2002-2010 годы"

Государственный заказчик

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в части мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов) - Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия)

Разработчик Подпрограммы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия)

Цели и задачи Подпрограммы

Цель - повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации в республике, создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения частных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
 Задачи:
 модернизация объектов коммунальной инфраструктуры с высоким уровнем износа;

 повышение эффективности управления коммунальной инфраструктурой;

 привлечение кредитных средств и частных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

Снижение общего износа основных фондов коммунального сектора с 70% до уровня:
 2008 год - 62%,
 2009 год - 58,4%.
 Доля заемных средств и частных инвестиций в общем объеме капитальных вложений в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры:
 2007 год - 20%
 2008 год - 30%,
 2009 год - 40%
 Доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, от всех организаций коммунального комплекса:
 2008 год - 15%,
 2009 год - 22,5%.

Сроки реализации Подпрограммы

2007-2009 годы

Объемы и источники финансирования

Общая стоимость инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2007-2009 годах - 4,253 млрд. рублей, в том числе средства:
 федерального бюджета - 0,621 млрд. рублей,
 республиканского бюджета - 2,172 млрд. рублей,
 средства предприятий, кредиты и средства частных инвесторов -1,457 млрд. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности

Сокращение износа объектов коммунальной инфраструктуры.
 Повышение качества предоставляемых потребителям коммунальных услуг.
 Обеспечение комфортных условий проживания населения за счет вновь введенных мощностей.
 Улучшение экологической ситуации.
 Создание благоприятных условий для привлечения заемных средств в проекты по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры путем создания револьверного (оборотного) фонда, который будет оказывать поддержку при осуществлении заимствований с целью развития и модернизации коммунальной инфраструктуры.
 Снижение объемов жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов).

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры является одной из основных задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). В рамках республиканской целевой программы "Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы" действовали подпрограммы "Модернизация и техническое перевооружение объектов жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы" и "Ремонтная программа жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы". Основной целью этих подпрограмм являлось повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных инженерных систем жизнеобеспечения населения путем модернизации и технического перевооружения объектов ЖКХ.

В соответствии с механизмом реализации подпрограмм средства республиканского и федерального бюджетов, средства предприятий направлялись на финансирование мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Также в качестве источников финансирования подпрограмм рассматривались и кредитные заемные средства.

За период реализации подпрограмм в 2002-2005 годах были достигнуты определенные позитивные результаты:

удалось преодолеть падение надежности работы жилищно-коммунального комплекса;

стабилизировалось финансовое положение организаций коммунального комплекса;

в коммунальном секторе появились крупные компании, готовые взять на себя ответственность за предоставление качественных коммунальных услуг.

В то же время качественного изменения ситуации достигнуть не удалось. Одна из причин этого состоит в низкой эффективности бюджетных расходов на жилищно-коммунальный сектор. Средства республиканского бюджета расходовались без четких критериев принятия решений на финансирование проектов модернизации коммунальной инфраструктуры на безвозвратной основе, что не способствовало привлечению в сектор частных инвестиций.

Принятие пакета законов, направленных на повышение доступности жилья, в частности Закона "Об основах тарифного регулирования организаций коммунального комплекса" и Закона "О концессионных соглашениях", коренным образом изменило нормативную ситуацию в коммунальном секторе, создало четкие правовые предпосылки для формирования партнерских отношений власти и бизнеса в коммунальном секторе. В связи с этим возникла необходимость при сохранении преемственности переформулировать цели, задачи и мероприятия подпрограмм для придания дополнительного импульса в проведении рыночных преобразований, ориентированных в первую очередь на модернизацию коммунальной инфраструктуры за счет привлечения частных кредитов и инвестиций.

Помимо участия в финансировании инвестиционных проектов, республике необходимо активно создавать институциональные условия для повышения эффективности работы организаций коммунального комплекса и обеспечения инвестиционной привлекательности сектора для частного капитала.

В связи с этим сформирована подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Республики Саха (Якутия)" республиканской целевой программы "Жилище" на 2007-2009 годы (далее именуется - Подпрограмма), предусматривающая повышение качества коммунальных услуг для населения, а также создание условий, необходимых для привлечения частного бизнеса и частных инвестиций в управление и модернизацию коммунальной инфраструктуры.

Одним из приоритетов жилищной политики республики является создание, обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.

В настоящее время деятельность коммунального сектора Якутии характеризуется неудовлетворительным качеством коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.

Причинами возникновения этих проблем являются:

высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса;

нехватка мощностей для обеспечения комфортных условий проживания;

неэффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, преобладание административных, не рыночных отношений.

Высокий уровень износа основных фондов в коммунальном секторе вызван, в первую очередь, проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальные финансовые потребности организаций коммунального комплекса в обновлении основных фондов. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Это стало причиной несоответствия качества предоставляемых коммунальных услуг объемам финансовых средств, выделяемых на их предоставление. Высокие инвестиционные риски, несовершенство договорных отношений и процедур тарифного регулирования препятствуют привлечению частных инвестиций в коммунальный сектор.

Следствием высокого износа основных фондов в коммунальном секторе является низкое качество коммунальных услуг, не соответствующее требованиям потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 70%.

Причинами высокого уровня износа являются недостаточное финансирование ремонтных работ и явное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных средств даже минимальным потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к лавинообразному накапливанию недоремонта и падению надежности коммунальных систем.

Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения достигают 38% от поданной в сеть воды. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения республики питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Более 80% водопроводов с забором из поверхностных водных источников, обеспечивающих 90% потребностей в воде в городах и поселках городского типа и около 40% в сельской местности, не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полноты обеззараживания и очистки воды. Повышается уровень заболеваемости кишечными инфекциями.

Ветхое состояние теплоэнергетического хозяйства становится причиной аварийного отключения теплоснабжения домов в зимний период.

При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возрастала. Основной причиной несоответствия стоимости коммунальных услуг их качеству является отсутствие у коммунальных предприятий стимулов к повышению эффективности производства и снижению издержек. При существующей системе тарифного регулирования, административном ограничении хозяйственной самостоятельности, организациям коммунального комплекса выгодно наращивать, а не снижать собственные издержки. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к увеличению износа основных фондов.

Еще одной причиной высокой степени износа основных фондов является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для коммунальных предприятий. Как следствие, у организаций коммунального комплекса нет возможности осуществить проекты по модернизации и реконструкции без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных средств, заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.

Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды и тепловой энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей. Вследствие высокого износа основных фондов суммарные потери в тепловых сетях достигают 36% от произведенной тепловой энергии. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют 10-15%.