Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы "Жилище" на 2007-2009 годы

Введение


Республиканская целевая программа "Жилище" на 2007-2009 годы (далее именуется - Программа) направлена на продолжение преобразований в жилищной сфере, начатых в рамках реализации Республиканской целевой программы "Жилище". За период реализации указанных программных документов была, в основном, сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 г. с принятием пакета федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. В настоящее время 25 федеральных законов, включая новые Жилищный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, вступили в силу.

Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве: основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного предприятиями и организациями частной формы собственности и индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства составила в 2003 г. более 68,9 процентов, в том числе индивидуальными застройщиками - 39,4 процентов. При этом общий объем жилищного строительства составил в 2003 г. 262,3 тыс. кв.м, что в 2,68 раза меньше по сравнению с 1990 г.

Вместе с тем, наряду с указанными положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.

Новые правовые условия, созданные в результате принятия пакета законов по формированию рынка доступного жилья создают основу для реализации на практике поставленных целей, но требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления как нормативно-правового, так и административно-организационного и бюджетно-финансового характера.

Острота существующих проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В результате реализации Национального проекта должна быть сформирована функционирующая на практике модель обеспечения жильем основных групп населения и достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан.

Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества.

Республиканская целевая программа "Жилище" на 2003-2006 годы была разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04 августа 2001 года N 400 "О республиканских целевых программах Республики Саха (Якутия)" и стала основным организационно-финансовым инструментом реализации государственной жилищной политики в Республике Саха (Якутия) на период 2003-2005 годы.

За период 2003-2005 годов на реализацию входящих в РЦП "Жилище" четырнадцати подпрограмм и мероприятий из федерального и республиканского бюджетов было выделено 1494,819 млн. руб., что на 17,6% больше объема средств, первоначально предусмотренных Программой.

За этот период в результате реализации РЦП "Жилище" и ее подпрограмм:

было существенно усовершенствовано законодательство Республики Саха (Якутия), направленное на создание правовых условий развития рынка доступного жилья;

за счет средств федерального и республиканского бюджета было обеспечено жильем 1002 семей граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством Российской Федерации, кроме того, 641 семей граждан, относящихся к категориям, перед которыми имеются обязательства республиканского бюджета по обеспечению жильем.

значение целевого показателя Программы, отражающего доступность приобретения стандартной квартиры размером 54 кв.м. семьей из трех человек исходя из среднего размера совокупных денежных доходов такой семьи, составил в 2004 году 3,9 лет (по сравнению с 4,8 в 2001 году ).

Определились и основные проблемы в реализации РЦП "Жилище" и ее подпрограмм:

отсутствие концентрации республиканских бюджетных ассигнований на главных направлениях, их распыление по 14 подпрограммам, 3 государственным заказчикам;

отсутствие консолидации бюджетных ассигнований республиканского и муниципального уровней;

слабое использование внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе средств частных инвесторов, кредиторов и личных средств граждан.

В результате в 2003-2005 годах не удалось достичь ощутимого продвижения по пути достижения следующих конечных ожидаемых результатов Программы:

сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами - время ожидания практически не изменилось и составляет около 20 лет.

На основании анализа итогов первого этапа реализации РЦП "Жилище", а также с учетом вступления в силу пакета федеральных законов по формированию рынка доступного жилья в Программу внесены изменения, направленные на обеспечение реализации основных направлений государственной жилищной политики в рамках приоритетного Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Реализация Программы и ее подпрограмм в 2007-2009 гг. будет направлена на:

стимулирование предложения жилья на рынке, включая меры по поддержке жилищного строительства в части обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой - подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой". Поскольку часть земельных участков под жилищное строительство будет сформирована и обеспечена коммунальной инфраструктурой на территориях, занимаемых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом, в рамках реализации подпрограммы продолжится решение основных задач подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда", реализовывавшейся в 2003-2005 гг. Прекращение действия подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" и начало реализации подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой" будет способствовать более эффективному использованию средств федерального и республиканского бюджетов;

стимулирование спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для целевых групп населения (молодых семей, молодых специалистов на селе) - подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и "Обеспечение жильем граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов";

исполнение обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан - подпрограмма "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан". В рамках данной подпрограммы будут объединены мероприятия, которые в 2003-2005 гг. реализовывались в рамках следующих подпрограмм РЦП "Жилище": "Государственные жилищные сертификаты", "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", "Предоставление жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)", "Жилье для ветеранов ВОВ", а также мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Основой объединения подпрограмм станет распространение механизма, в части средств федерального бюджета, отработанного в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты", и механизма блокированных лицевых счетов в части средств республиканского и местного бюджетов, на другие категории граждан. Таким образом, устанавливается единый порядок предоставления жилищных субсидий и льготных кредитов гражданам при приобретении жилья с помощью федерального, республиканского и местного бюджетов и его реализация возлагается на единого государственного заказчика объединенной подпрограммы - Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия).

Кроме вышеуказанных подпрограмм будут продолжены действия следующих подпрограмм, финансируемых из средств республиканского бюджета и внебюджетных источников: "Индивидуальное жилищное строительство", "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы" и "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда".

К новым подпрограммам относятся: "Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ арктических и северных улусов" и "Мероприятия по реализации концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов".

Данные социологических обследований показывают, что жилищная проблема стоит перед 61% семей, которые в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями, при этом каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии.

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.