Среди программных мероприятий, связанных с совершенствованием нормативно-правовой базы, наиболее важными являются разработка нормативных правовых документов, обеспечивающих реализацию положений нового Жилищного кодекса Российской Федерации; разработка единого порядка предоставления субсидий на приобретение жилья, удостоверяемых государственными жилищными сертификатами отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета (с установлением особенностей предоставления для каждой из категорий граждан), внесение изменений в федеральное законодательство в части установления порядка выполнения государственных обязательств перед ветеранами и инвалидами, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Органам местного самоуправления будет оказано содействие при реорганизации системы предоставления социального жилья в соответствии с требованиями нового Жилищного кодекса Российской Федерации, конкретизации обязательств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по обеспечению жильем и улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан.
Организационные мероприятия включают создание единой унифицированной системы предоставления субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета отдельным категориям граждан, перед которыми Российской Федерации имеет государственные обязательства по обеспечению жильем, с использованием механизма государственных жилищных сертификатов; инвентаризация объема государственных обязательств Российской Федерации и формирование объединенной системы учета государственных обязательств перед отдельными категориями граждан по обеспечению жильем, совершенствование системы управления государственным и муниципальным жилищным фондом социального использования и специализированного жилищного фонда.
Будут осуществлены передача домов, находящихся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных организаций, в которых все жилые помещения находятся в государственной или муниципальной собственности, в казну муниципальных образований. По каждому дому должны быть определены лица, уполномочиваемые собственниками государственного жилищного фонда Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) на выбор управляющих организаций и заключение договоров управления.
В специализированном жилищном фонде необходимо провести инвентаризацию жилых домов и жилых помещений и переданных в процессе приватизации в нарушение действующего законодательства "на баланс" частных организаций (служебные жилые помещения и общежития), утвердить порядок передачи таких помещений соответственно в государственный или муниципальный жилищные фонды.
Будет проведена инвентаризация существующего государственного жилищного фонда (военные городки, поселки с особыми условиями хозяйственной деятельности и др.), при необходимости проведено его перепрофилирование, передача неиспользуемого жилищного фонда органам местного самоуправления, в том числе на возмездной основе; совершенствование механизма управления этим жилищным фондом.
Будет также осуществлено формирование специализированного жилищного фонд служебных жилых помещений и общежитий под штатную численность военнослужащих, служащих МВД, ФСИН и др., в том числе за счет использования высвобождаемого в ходе реализации федеральных целевых программ жилищного фонда, и созданы экономические и организационные условия для использования муниципального и иного жилищного фонда для размещения граждан, обеспечиваемых временным (в том числе, служебным) жильем на время исполнения обязанностей государственной службы.
Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, направлены на исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и будут реализовываться в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан".
Механизм финансирования программных мероприятий по исполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан будет разработан с учетом опыта реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы.
Основные принципы реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 гг. предлагается распространить на следующие подпрограммы и программные мероприятия, которые будут объединены в рамках новой подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан":
военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц;
граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе "Байконур" и подлежащих отселению;
граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении "Маяк" и ветеранов подразделений особого риска;
вынужденных переселенцев.
Кроме того, в рамках данной подпрограммы будут реализованы мероприятия по улучшению жилищных условий ветеранов и инвалидов в рамках реализации обязательств, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований".
Для военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе "Байконур" и подлежащих отселению, вынужденных переселенцев, а также граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении "Маяк" и ветеранов подразделений особого риска размер субсидии за счет средств федерального бюджета будет определяться исходя из среднероссийской рыночной стоимости жилья, площадь которого соответствует нормативу площади для семьи данного состава.
Для ветеранов и инвалидов размер субсидии за счет средств федерального бюджета будет определяться исходя из средней рыночной стоимости жилья в Республике Саха (Якутия) в соответствии с действующим законодательством.
В целом за период 2007-2009 гг. государственные обязательства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (кроме ветеранов и инвалидов) будут выполнены перед 1638 семьями. Кроме того, будут обеспечены жильем 579 ветеранов и инвалидов.
Сводные данные по источникам и направлениям финансирования Программы приведены в Приложении 5.
Ежегодные суммы финансирования мероприятий Программы будут уточняться исходя из возможностей бюджетов на соответствующий год.
Общее текущее управление и оперативный контроль реализации Программы обеспечивается Государственным заказчиком Программы и ее подпрограмм - Министерством строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) (далее именуется - Государственный заказчик). При этом государственный заказчик по отдельному решению Правительства Республики Саха (Якутия) вправе передать указанные полномочия (часть полномочий) другой организации, подведомственной Правительству Республики Саха (Якутия) или органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Общая координация хода выполнения Программы осуществляется Правительством Республики Саха (Якутия).
Органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы и ее подпрограмм, представляют ежеквартально Государственному заказчику отчеты о ходе реализации Программы и ее подпрограмм. Ход выполнения мероприятий Программы и ее подпрограмм анализируется Государственным заказчиком с участием других заинтересованных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Государственный заказчик ежеквартально обобщает указанные отчеты, подготавливает и представляет сводный отчет о выполнении мероприятий в Правительство Республики Саха (Якутия).
Государственный заказчик представляет по итогам года в Правительство Республики Саха (Якутия) и федеральные органы исполнительной власти доклад о ходе реализации Программы и ее подпрограмм с внесением предложений по совершенствованию их реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий.
На уровне органов власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления осуществляется: