Наименование | Подпрограмма "Обеспечение жильём педагогических работников арктических и северных улусов" республиканской целевой программы "Жилище" |
Основание для разработки Подпрограммы | Указ Президента Республики Саха (Якутия) |
Государственный заказчик | Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) |
Основные разработчики Подпрограммы | Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия), Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) |
Цель и задачи Подпрограммы | Цель - привлечение и обеспечение педагогическими работниками сельских школ арктических и северных улусов при содействии данной подпрограммы. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | Количество педагогических работников, определенных с помощью данной подпрограммы на работу в сельские малокомплектные школы северных и арктических улусов. |
Сроки реализации Подпрограммы | 2007-2009 годы |
Объём и источники финансирования Подпрограммы | За счёт государственного бюджета Республики Саха (Якутия) |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы | Обеспечение сельских, школ арктических и северных улусов 90 педагогическими работниками; |
Исполнители Подпрограммы | Правительство Республики Саха (Якутия), |
Система организации контроля за реализацией Подпрограммы | Оперативный контроль реализации подпрограммы обеспечивается государственным заказчиком подпрограммы. Государственный заказчик обобщает отчёты, подготавливает и представляет сводный отчёт о выполнении мероприятий в Правительство Республики Саха (Якутия). |
(Паспорт подпрограммы в редакции постановления Правительства РС (Я) от 16.07.2009 N 291)
Подпрограмма "Обеспечение жильём педагогических работников сельских школ арктических и северных улусов" направлена на реализацию одного из приоритетов национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
В условиях социально-экономических реформ все более актуальной становится задача поднятия статуса учителя как носителя культурных, духовных и интеллектуальных ценностей. Сегодня необходимы учителя новой формации, конкурентоспособные, соответствующие требованиям общества, обладающие высокой педагогической культурой, профессиональной компетентностью, творчески мыслящие и уверенные в перспективе и значимости своей профессии. Необходимость обеспечения образовательных учреждений квалифицированными кадрами особенно значима в условиях сельской местности.
Данная подпрограмма поможет формировать систему оказания бюджетной поддержки педагогическим работникам и нацелена на привлечение и обеспечение работниками сельских школ северных и арктических улусов путем обеспечения жильем педагогических работников проработавших 5 лет в сельских школах арктических и северных улусов".
(Введение подпрограммы в редакции постановления Правительства РС (Я) от 16.07.2009 N 291)
Согласно прогнозу Министерства образования Республики Саха (Якутия) в целом по республике потребность в педагогических кадрах (вакансии) составит в 2007 году - 1495 человек, в 2008 году - 1387, в 2010 году - 1405.
На 2005/2006 учебный год наибольшее количество вакансий открыто в сельских школах арктических и северных улусов республики на учителей иностранного языка, истории, математики, информатики, физики, химии и биологии.
В частности, за последние три года в образовательных учреждениях арктических улусов было открыто вакансий и направлено молодых специалистов:
Год | Количество вакансий | Прибыло молодых специалистов |
2003 | 191 | 134 |
2004 | 184 | 104 |
2005 | 204 | 118 |
Отсюда видно, что ежегодно открытые вакансии улусов не закрываются. Кроме того, нужно учесть, что в системе образования арктических улусов работают учителя пенсионного возраста - 17%, видна низкая закрепляемость молодых специалистов на местах. Например, в Момском улусе в 2002-2004 годах прибыло 46 учителей, выбыло 17. В Эвено-Бытантайском улусе за три года прибыло 24 молодых специалиста, убыло 13. Молодые люди предпочитают находить работу в городах и в других более социально-экономически развитых улусах.
В системе образования имеются школы, в которых не преподаются некоторые учебные дисциплины, например, только по Верхнеколымскому улусу английский язык не преподается в Утаинской основной школе с 2002 года, Арылахской средней школе с 2000 года, Нелемнинской средней школе с 2001 года. В Эвено-Бытантайском национальном улусе в Джаргалахской средней школе английский язык не преподается со дня основания школы - в течение 50 лет. Такие основные дисциплины как математика, физика, химия ведутся вахтовым методом, с приглашением учителей базовых школ во время школьных каникул, например, в Линдинской основной школе Жиганского улуса, Адычинской средней школе Верхоянского улуса, Походской основной школе Нижнеколымского улуса, информатика в Угольнинской средней школе Верхнеколымского улуса, Майорской средней школе Абыйского улуса и т.д.
Основными причинами недостаточной обеспеченности школ педагогическими кадрами являются низкая заработная плата и слабая социальная защищенность учителей.
С 1 сентября 2005 года средняя зарплата начинающего учителя истории с высшим образованием при нормативной учебной нагрузке 18 часов в неделю в городе составляет 4355 рублей, математики - 4963,25; в сельской школе - соответственно 5117,50 и 5725,75 рублей; в арктических районах - 5984 и 6665,24 рубля. Выпускники педагогических колледжей получают за ту же работу на 300-500 рублей меньше. Учителям приходится "повышать" свою зарплату за счет увеличения нагрузки. Именно уровень заработной платы и наличие других форм поощрений является основным инструментом привлечения профессионального персонала в образование и дальнейшего его сохранения.
По состоянию на 01 января 2004 года зарегистрировано 9301 педработник, нуждающийся в улучшении жилищных условий, в том числе 807 молодых специалистов. Работникам образования в год предоставляется примерно 270 квартир, что равно 0,67% от общего числа работников. Вводится 80 домов индивидуального жилья - 0,2%. Из выставленных в 2005-2006 учебном году на 1153 вакантных места предлагалось жилье только 78,4 %
Таким образом, назрела необходимость при заключении договора о направлении на работу молодых специалистов по наиболее востребованным дисциплинам в отдаленные малокомплектные сельские школы арктических и северных улусов, проработавшим не менее пяти лет, в целях социальной защиты, морального и материального стимулирования предусмотреть обеспечение благоустроенной квартирой в городах и центральных улусах республики.
Основной целью подпрограммы является привлечение и обеспечение педагогическими работниками малокомплектные сельские школы арктических и северных улусов путем предоставления государственной поддержки в решении жилищной проблемы в рамках республиканской целевой программы "Жилище" на 2007-2009 годы.
Участниками подпрограммы являются:
педагогические работники специальностей: математика, физика, информатика, история, иностранный язык, химия, биология, русский язык и литература, трудовое обучение, имеющие высшее образование и возраст, который не превышает 30 лет, и заключившие договор с Министерством образования Республики Саха (Якутия) на основании Положения;
Министерство образования Республики Саха (Якутия);
Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия);
организации и предприятия - участники жилищного кредитования и строительства.
Основными принципами реализации данной подпрограммы являются:
обеспечение организационного механизма предоставления субсидий на оплату части стоимости квартир;