Основной целью социально-экономического развития республики является создание социально-ориентированной рыночной экономики, интегрированной в рынке всей страны, обеспечивающей достойный уровень жизни людей в условиях Севера. Успешность улучшения уровня жизни населения республики определяется наличием качественного жилья. Таким образом, строительство жилья является одним из самых приоритетных направлений в развитии республики.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.10.94 N 436 "О государственной национальной жилищной политике в Республике Саха (Якутия) на 1995-1996 годы" стало основополагающим документом, положившим начало коренным изменениям в сфере жилищного строительства. Данным постановлением жилищное строительство было возведено в ранг Государственной национальной политики.
Строительный комплекс республики за последние четыре года реализации вышеназванной жилищной политики имел следующие показатели:
за 1998-2001 годы было введено в эксплуатацию 1071,826 тыс.кв.м общей площади жилья, в том числе индивидуального жилья - 731,262 тыс.кв.м;
в начале 2001 года обеспеченность общей площадью одного жителя Республики Саха (Якутия) достигла 18,2 кв.м;
доля индивидуального жилищного строительства - 68-70 % .
Разработаны и введены нормативные акты и постановления Правительства Республики Саха (Якутия), регламентирующие порядок финансирования жилищного строительства уполномоченными банками и налогообложение индивидуальных застройщиков и предприятий, выпускающих строительные материалы, предметы домоустройства и инженерного обеспечения для жилищного строительства.
К позитивным итогам реализации национальной жилищной политики следует отнести и следующие факты:
1. В результате государственной поддержки в виде выделяемых им льготных долгосрочных кредитов и безвозвратных субсидий, население стало возводить просторные дома с хорошей планировкой, создавая себе комфортабельные жилищные условия, не уступающие городским.
2. Немаловажную роль в изменении психологии сельского жителя, в его стремлении создать себе более комфортабельные условия жизни сыграло и то обстоятельство, что появилась возможность оснастить свой дом современными автономными системами отопления и горячего водоснабжения практически на любой вкус, обеспечивая нормальные бытовые условия.
Это стало возможным в связи с появлением на строительном рынке автономных котлов как отечественного, так и зарубежного производства высокого технического уровня с отличным дизайном, работающих в автоматическом режиме на жидком топливе или на природном газе.
Принятие кардинальных мер Правительством Республики Саха (Якутия) по преодолению спада темпов строительства жилья принесли хорошие плоды: на фоне продолжающегося экономического кризиса и спада объемов производства почти во всех других отраслях экономики республики, лишь жилищное строительство за эти годы добилось неоспоримых успехов.
По вводу жилья на 1000 жителей постоянного населения республика твердо вышла в число лидеров среди 89 субъектов Российской Федерации.
Жилищное строительство за 1998-2001 годы
Правительство Республики Саха (Якутия) приняло постановление от 31 октября 1996 года N 441 "О ходе реализации постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 октября 1994 года N 436 "О государственной национальной политике жилищного строительства в Республике Саха (Якутия) на 1994-1995 годы и задачах дальнейшего решения жилищной проблемы на 1997-1998 годы".
Данным постановлением были определены следующие задачи на дальнейшую реализацию жилищной политики:
1. Ввести в эксплуатацию за 1997-1998 годы не менее 1 миллиона 100 тысяч квадратных метров общей площади жилья, в том числе не менее 700 тысяч квадратных метров индивидуального. Ежегодно вводить не менее 350 тысяч квадратных метров индивидуального жилья, постоянно увеличивая уровень их благоустройства и автономного инженерного обеспечения.
2. Ориентиром доступности жилья должна стать стоимость 1 кв. м общей площади жилья в индивидуальном доме с автономными источниками жизнеобеспечения, не превышающие 2-месячного денежного дохода на душу населения в республике.
3. Финансово-кредитный механизм должен предусматривать комплексное использование:
бюджетных средств Российской Федерации;
средств бюджета Республики Саха (Якутия);
средств бюджетов улусов и городов;
кредитных ресурсов финансовых учреждений;
средств предприятий и организаций;
личных сбережений граждан;
жилищных векселей и сертификатов;
ипотечного кредитования;
кредита с изменяющейся процентной ставкой и отсрочкой платежа.