Предпринимательство в рыночной системе является главной движущей силой рыночной экономики. Малый и средний бизнес, как структурное образование рыночной экономики, играет в ней определенную роль, взаимодействуя на этой основе с другими субъектами.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Поэтому, одним из решающих условий углубления проводимых в Республике Саха (Якутия) экономических реформ, способных нивелировать последствия кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого и среднего предпринимательства.
Сегодня в Российской Федерации доля активного населения, занятого в малом и среднем бизнесе составляет 22 % (16,8 млн. чел.,), по Республике Саха (Якутия) доля составляет около 40% (оценочно с учетом ИП 51,1 тыс.чел.). Стратегия развития Российской Федерации предполагает, что к 2020 году 60% (более 46 млн.чел.) активного населения будет занято в малом и среднем бизнесе, соответственно, в Республике Саха (Якутия) к 2020 доля увеличится до 305 тыс.чел. (до 60%). В республике малый и средний бизнес признан сферой экономической деятельности, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Создание благоприятных условий для развития предпринимательства в условиях финансового кризиса является для республики не только экономической задачей, но и социальной, так как именно малый бизнес способен активно генерировать новые рабочие места, тем самым обеспечить занятость населения.
Раздел "Основные задачи по развитию конкуренции в регионе и приоритетных отраслях":
1. Мероприятия, направленные на сокращение административных барьеров.
1.1. Создание в г. Якутске многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг по принципу "единого окна", в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства.
2. Мероприятия, направленные на совершенствование инструментов развития конкуренции.
2.1. В области государственных и муниципальных заказов:
обеспечение организации и контроля работы государственных заказчиков, уполномоченных органов по реализации требований Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части размещения заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства;
организация ведения отдельного раздела в Автоматизированной информационной системе "АС-Госзаказ" по размещению заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями федерального законодательства;
обеспечение отдельных лотов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями федерального законодательства;
предоставление преференций местным товаропроизводителям при размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд по месту происхождения товаров, путем внесения изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
обеспечение доступности информации по государственным и муниципальным закупкам путем создания единого республиканского сайта;
развитие системы субконтрактации при выполнении государственных заказов крупными компаниями.
2.2. В области развития малого и среднего предпринимательства:
упрощение процедуры открытия нового бизнеса;
создание условий для технологического присоединения субъектов малого и среднего предпринимательства к инфраструктурным сетям естественных монополий в соответствии с решениями Правительства РФ;
обеспечение доступности субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному и муниципальному имуществу, в том числе реализации преимущественного права выкупа арендуемых помещений;
обеспечение расширения доступа малых и средних предприятий к государственному заказу, заказам субъектов естественных монополий и государственных корпораций;
информирование предпринимательского сообщества о разработке планов застройки, генеральных планов, схем территориального планирования;
создание приоритетных условий для повышения конкурентоспособности групп инновационно-производственных субъектов малого и среднего предпринимательства путем создания кластеров и поддержки их деятельности;
обеспечение доступности к информации о порядке получения разрешений и лицензий на осуществление предпринимательской деятельности, справочной информации о возможности получения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями федерального законодательства;
обеспечение отдельных лотов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями федерального законодательства;
предоставление преференций местным товаропроизводителям при размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд по месту происхождения товаров, путем внесения изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
обеспечение доступности информации по государственным и муниципальным закупкам путем создания единого республиканского сайта;
развитие системы субконтрактации при выполнении государственных заказов крупными компаниями.